mmikhailm (mmikhailm) wrote,
mmikhailm
mmikhailm

Почему Сергей Образцов стал кукловодом?

Оригинал взят у 3d_shka в Почему Сергей Образцов стал кукловодом?
5 июня (по другим данным 5 июля) 1901 года стал первым днем жизни Сергея Образцова, подарившего нескольким поколениям советских людей радость живого общения с «говорящими» куклами. Куда бы ни приезжал театр, руководимый Образцовым, аншлаг был обеспечен.

Ученые спорят над тем, могут ли гены родителей определять участь детей? Если с болезнями все понятно, есть целый ряд наследственных, то почему на детях гениев природа отдыхает? Но судьба Сергея Владимировича Образцова опровергает эту расхожую теорию.





Мы мало знаем о Владимире Николаевиче Образцове, а это был уникальный человек своего времени. В год рождения сына Сергея он стал преподавателем Московского инженерного училища, после революции профессором и академиком. Готовил кадры для железнодорожного транспорта. Основные научные труды Образцова посвящены проблемам проектирования железнодорожных станций и узлов, организации планирования сортировочной работы на сети железных дорог.
В годы Великой Отечественной войны 68-летний академик на свои собственные сбережения приобрел самолет ЯК-1, назвал его «Ртищевский железнодорожник» и вручил Герою Советского Союза Александру Лавренову. На этом самолете уничтожено 11 асов Геринга. А всего Александр сбил 29 фашистских самолета и погиб в небе над Крымом 25 марта 1944 года.

Гражданская позиция академика Владимира Образцова было оценена по заслугам — он стал лауреатом Сталинской премии дважды — в 1942 и 1943 годах. Я рассказываю столь подробно об отце только потому, чтобы стало понятнее, откуда у Образцова-младшего такая жизненная позиция, мужество и, если хотите, здоровое нахальство. Кстати, он впервые показал свой характер, когда окончил гимназию.

Отец-инженер и мама-учительница очень хотели видеть сына в высшем учебном заведении, а он твердо решил идти в реальное училище и окончил его. Правда, по своей основной специальности никогда не работал, так как сразу же после окончания учебы поступил во ВХУТЕМАС (Высшие художественно-театральные мастерские) на живописный факультет. И уже в 1923 году состоялся первый сольный кукольный спектакль с участием молодого актера, работавшего со знаменитым режиссером Владимиром Немировичем-Данченко.

Он стал кукольником, скорее, от безысходности. Послевоенная Москва была «раем», пожалуй, только для нэпманов, а юные студенты ВХУТЕМАСа очень часто ложились спать на голодный желудок. Сейчас уже трудно сказать, кому первому в голову пришла идея смастерить куклу на продажу — Образцову, Борису Ефимову (основателю Кукрыниксов) или Александру Дейнеке, ставшему впоследствии известнейшим художником-плакатистом, достаточно вспомнить «Оборону Севастополя». Но юные художники «лепили» фигурки, как пельмешки. Этим-то и спаслись от голодной смерти.
Друзья уже тогда замечали, что Сергей так рекламировал свой товар, что возле него всегда собиралась толпа народа. И не было случая, когда бы он возвращался в общежитие имея на руках нереализованную игрушку. Именно там, на улицах Москвы начала и середины 20-х годов была первая «студия» начинающего актера. Как говорится, хочешь жить — умей вертеться… Конечно, сыну академика теоретически было посытнее, чем приезжим в Москву друзьям.
Но Сергей Владимирович твердо решил пробиваться в жизни сам и от родительской помощи в большинстве случаев отказывался. В 1931 году Образцову было поручено создать кукольный театр. Премьера состоялась 17 апреля 1932 года, спектакль назывался «Джим и Доллар». Любимый конек Сергея Владимировича — пародия, так что уже с первых спектаклей, взрослые, приводившие в театр детей, стали требовать, чтобы Образцов поставил что-нибудь и для взрослых.
Студенческие годы даром не прошли — и спектакли для взрослых были такие же яркие, взрывные, привлекающие внимание. Как великий художник Образцов старался подмечать каждую мелочь, чтобы потом использовать это в своих спектаклях. Он внимательно наблюдал за повадками животных, птиц и не просто сочинял для каждого своего персонажа «легенду», а старался, чтобы юные зрители воспринимали характер каждого персонажа так, как это происходит в обычной жизни.
А родным и близким оставалось не только смириться с тем, что работа для Сергея Владимировича всегда была на первом месте, но и с его поступками, которые рассматривались, как «чудачества». Ну, скажите, как бы вы отнеслись к тому, что взрослый человек, отец семейства после возвращения из турне по США достает вдруг два целлофановых пакетика, в которых «резвятся» два маленьких крокодильчика? Вначале решили, что это какие-то механические игрушки. Но нет — крокодильчики были самые настоящие. Пришлось запускать их в ванну, потом они «доросли» до уровня бассейна, и, наконец, переросли и его.

А сколько было слез, когда с ними пришлось расстаться! Оказалось, что Образцов прихватил крокодильчиков только потому, что их подарил ему сын великого Шаляпина! Или возьмем другое увлечение великого маэстро — голуби. Сергей Владимирович лично забирался на голубятню и гонял своих турманов залихватским свистом. И про каждую свою птицу рассказывал удивительную историю. А на вопрос: «Почему вы решили стать кукольником», Сергей Владимирович чаще всего рассказывал такую историю. В первом своем спектакле у Немировича-Данченко он должен был играть старика. Желания было много, старания в избытке, но роль не шла. И тогда Образцов изготовил куклу старика для руки, надел ее и начал с нею разговаривать. Те интонации, которые должны были прозвучать на сцене, нашлись сами собой… Очень редким из нас суждено по жизни быть сыном академика. Еще меньше «сынов и дочерей» со временем «вырастают» из этой роли. Не бойтесь торить свой путь. Судьба всегда благосклонна к тем, кто идет по жизни смеясь…

Автор: Юрий Москаленко
Источник: https://shkolazhizni.ru/biographies/articles/6287/
Первые дни Великой Отечественной войны Образцов находился в Москве. В то тревожное время москвичи находились в постоянном напряжении, у каждого были свои обязанности. Например, Сергей Владимирович должен был вместе со своим соседом по лестничной клетке дежурить на крыше дома. Если возникнет пожар, заливать огонь из шланга. Если на крышу упадут зажигательные бомбы, моментально сбрасывать их вниз.
   Через месяц после начала войны, в ночь с 24 на 25 июля, сильная бомбежка застала Образцова с здании театра. Он был вынужден укрыться в ближайшем убежище, находившемся на станции метро «Маяковская». После отбоя он увидел печальную картину: от взрыва упавшей рядом с театром немецкой бомбы, проломилась балка потолка, и он угрожающе провис. Играть там больше нельзя.
   Было решено эвакуировать театр в Новосибирск, для этого выделили речной теплоход. Артисты погрузили туда куклы и декорации. Плыли по Москве-реке, Оке, Волге, Каме, Белой. Таким образом добрались до Уфы. По пути давали спектакли в некоторых городах и деревнях. В Уфу прибыли 20 августа. Там выступали в течение трех недель, после чего на теплоходе перебрались в Куйбышев (нынешнюю Самару), оттуда через некоторое время в Ульяновск, где пересели на железную дорогу. К концу года прибыли в Новосибирск, где с 20 декабря начали ежедневно играть спектакли для детей и взрослых. Как и многие тыловики, Образцов стремился попасть на фронт. Он начал готовить специальную программу для фронтовых бригад. Временами Сергея Владимировича охватывали сомнения: нужны ли в столь драматические дни развлекательные кукольные представления? Однако позже горячий прием фронтовиков развеял подобные сомнения. Образцовцы показывали антифашистскую программу, а также сольные номера Сергея Владимировича. Иногда за день он выступал до одиннадцати раз! О направленности номеров говорят их названия: оперетта «На крышах Берлина», сценки «Беседа Гитлера и Муссолини», «Заседание в рейхсканцелярии». В 1943 году Образцов и группа его артистов прибыли в Иран, где за пятьдесят дней дали 66 концертов в разных городах!
   Постепенно вся труппа вернулась из Новосибирска в Москву, однако здание театра еще не было отремонтировано. Играли в госпиталях, ездили на гастроли в Горький (нынешний Нижний Новгород). Сезон в отремонтированном театре открылся в августе 1944 года. В феврале 1945 года Образцов был включен в концертную группу советских артистов, гастролировавших в Румынии, Болгарии и Югославии. В Румынии он был награжден орденом «Офицер культуры». В начале марта артисты вернулись в Москву.
   В конце июня руководитель кукольного театра получил пригласительный билет следующего содержания: «Тов. Образцов С. В. Правительство Союза ССР приглашает Вас на прием в честь участников парада Победы. Прием состоится в Большом Кремлевском дворце 25 июня 1945 года. Георгиевский зал». На приеме был концерт, в котором участвовали и Образцов с женой. Он пел и показывал кукол, жена аккомпанировала.
   P.S. Во время войны в Куйбышеве была одна столовая, куда пускали только иностранцев. Там хорошо кормили. Однажды Рина Зеленая и Образцов решили пройти туда, изображая американцев. Разговаривая между собой по-английски, они благополучно миновали стоявших на входе милиционеров и, пройдя несколько метров по коридору, услышали, как сзади один милиционер сказал другому:
   – Смотри, Рина Зеленая с Образцовым обедать пошли.

Tags: #СССР, Притчи рассказы сказки
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments