mmikhailm (mmikhailm) wrote,
mmikhailm
mmikhailm

Categories:

Вспоминая Энгельса. Поль Лафарг

Поль Лафарг


Фридрих Энгельс, друг и соратник Карла Маркса, умер в Лондоне 5 августа 1895 года. Хвалебные статьи появились в социалистических газетах Германии и Австрии, а ниже приводится перевод статьи зятя Маркса, опубликованной в “Die Neue Zeit” за 29 июля этого года: –


Я познакомился с Энгельсом в 1867 году-году, когда вышел первый том “Капитала”. “Я должен познакомить вас с Энгельсом, - сказал мне Маркс, - так как вы помолвлены с моей дочерью”. Энгельс жил с женой и ее племянницей, которой тогда было шесть или семь лет, в маленьком домике на окраине города, недалеко от открытой местности. Тогда он был партнером в фирме, которую основал его отец. Как и Маркс, он бежал в Лондон с континента после провала революции и он все еще принимал участие в политической агитации, и все еще учился. Маркс потерял свою собственность и собственность своей жены во время революционной бури, а у Энгельса не было денег, и ему пришлось согласиться уехать в Манчестер и стать клерком в бизнесе своего отца, который он оставил в 1845 году, в то время как Маркс стал еженедельным корреспондентом “Нью-Йорк Трибюн” и таким образом добывал деньги для нужд своей семьи.

Энгельс до 1870 года вел своего рода двойную жизнь. В шесть дней недели, с десяти до четырех, он был купцом, заведовал корреспонденцией на многих языках своей фирмы и ходил на биржу. У него был офис в центре города, где он принимал своих коммерческих друзей. Но он принимал своих политических и научных друзей в своем маленьком доме; среди них были химик Шорлеммер и Сэмюэл Мур, которые впоследствии перевели первый том “капитала” на английский язык. Его жена, ирландка по происхождению и горячая патриотка, была в близких отношениях с ирландцами, которых было много в Манчестере, и знала об их планах. Многие фении искали убежища в ее доме, и среди них был человек, который планировал спасти ирландских заключенных из тюремного фургона. Энгельс, интересовавшийся Фенийским вопросом, собрал документы для истории английского владычества в Ирландии. (Должно быть, они до сих пор лежат в его бумагах, потому что их тщательно переписали и сохранили.)

Вечером, освободившись от рабства бизнеса, он вернулся в свой маленький дом, где снова стал свободным человеком. Он не только принимал участие в промышленной жизни Манчестера, но и принимал участие в его развлечениях, посещал собрания, банкеты и спортивные состязания. У него был охотник, и он ездил на собаках, и он был очень смелым наездником, прыгая через стены, канавы и т. д., Как ему нравилось быть в момент смерти. ” Я всегда боюсь, - сказал мне Маркс, - что однажды я услышу, что с ним произошел несчастный случай.”

Я не знаю, знали ли его знакомые из среднего класса о его прошлой жизни. Англичане необычайно сдержанны и не любят вмешиваться в дела, которые их не касаются.] и во всяком случае, они не могли знать ничего о ценности человека, которого видели каждый день, потому что Энгельс не говорил о своих идеях. На человека, которого Маркс считал самым ученым человеком Европы, смотрели только как на веселого собеседника, наслаждающегося своим бокалом. Однажды мадам Маркс услышала, как в 1848 году одна дама сказала: “Энгельс-легкомысленный человек”, и таково было мнение манчестерских купцов. Ни один ученый человек не был менее педантичен, чем он.

До конца своих дней он оставался торопливым путешественником и приятным товарищем; он любил общество молодых и был образцовым хозяином. Многие лондонские социалисты, проезжие путешественники, изгнанники из всех стран, собирались по воскресеньям за его дружеским столом, и все они покидали его дом в восторге от проведенного вечера, оживленные его веселым гостеприимством, его остроумием и большой жизнерадостностью.

* * *
Полностью





Tags: Маркс Энгельс
Subscribe

Recent Posts from This Journal

Comments for this post were disabled by the author