451 градус по Фаренгейту
ИСТОРИЯ, КУЛЬТУРА И ИСКУССТВО, ОБЩЕСТВО, ПЕСТРЫЙ ГЛОБУС, УЧЕБНЫЙ МАТЕРИАЛ
«Нет необходимости сжигать книги, если мир начинает заполняться людьми, которые не читают, не знают, не учатся. … »
451 градус по Фаренгейту
27.08.2020
Автор: Абель Прието Хименес
27 августа 2020 г., 23:08:51
22 августа этого года исполнилось 100 лет со дня рождения великого писателя Рэя Брэдбери в городе Уокиган, штат Иллинойс, США. Однако его работы сохраняют исключительную свежесть. И дело в том, что он представляет себе будущее через самый острый и разрушительный критический взгляд на модель янки того времени и настоящего.
В 1953 году он опубликовал разоблачающий роман «451 градус по Фаренгейту», в котором бросает вызов маккартизму и репрессивному аппарату системы, осуждая господство глупости, преследование и цензуру интеллекта, памяти, гуманистического наследия западной культуры — всего, что фашизм считает еретическим.
Название романа Брэдбери намекает на температуру, необходимую для сжигания бумаги. В США книги «451 градус по Фаренгейту» запрещены. Согласно официальному дискурсу, это вредные объекты; они прививают людям смущенные и тревожные мысли; они мешают им достичь счастья; они предлагают им хаос перед лицом «уверенности» летаргической повседневной жизни.
Любой, кто прячет личную библиотеку или несколько томов, нарушает закон и должен быть заявлен. После разоблачения мобилизуются «пожарные», которые используют не струи воды, а огонь, и превращают в пепел каждую найденную книгу на глазах испуганных владельцев.
За двадцать лет до публикации «451 градус по Фаренгейту», в 1933 году, нацистский студенческий лидер Герберт Гутьяр вместе с Геббельсом возглавил так называемую «Акцию против антигерманского духа». На берлинской Опернплац было сожжено более 20 000 книг. Гутъар крикнул: «Я отдаю огню все, что символизирует негерманский дух». Подобные мероприятия и выступления прошли по всей стране.
Спустя двадцать лет после появления романа Брэдбери, в 1973 году, самое разрекламированное сожжение книг произошло в Чили Пиночета, в Торрес-де-Сан-Борха, в Сантьяго. Телевидение 13 канала освещало чудовищное событие. Некоторые аналитики объяснили, что любой том, в названии которого содержится слово «красный» в любом варианте, приговаривается к смертной казни. Книги, в которых говорилось о художественном направлении кубизма, даже сжигались ордами, поскольку инквизиторы считали, что они относятся к Кубе.
Монтэг, главный герой «451 градуса по Фаренгейту», является «пожарным», который идет со своими товарищами в дом, о котором сообщают. Они обливают книги и их окружение бензином и требуют, чтобы хозяйка (плачущая старуха) вышла на улицу, чтобы спастись от огня. Но старуха, как ни странно, зажигает спичку и горит в огне вместе с книгами.
Этот суицидальный акт трогает Монтэга и заставляет его усомниться в значении его профессии и всей его жизни. Какую необъяснимую ценность имеют книги, которые могут побудить человека решить сжечь себя вместе с ними? И он начинает понимать, что книги — это больше, чем бумага и выстроенные в ряд буквы. Мало-помалу он видит в них синтез личной и коллективной памяти, резервуары мысли и духовности на пустом ландшафте, населенный болтовней людей, которым нечего сказать друг другу, и вездесущим телевидением, созданным для того, чтобы заставить зрителей неметь.
«Телевидение постоянно говорит вам, о чем думать, — говорит Монтэгу старый учитель литературы, потерявший работу почти столетие назад. «Вся культура разрушена, наша цивилизация разваливается», — добавляет он.
В предисловии к переизданию романа 1993 года Брэдбери дает еще несколько ключей, чтобы полностью раскрыть его послание: «Нет необходимости сжигать книги, если мир начинает заполняться людьми, которые не читают, не знают, не учатся. … ». Это заявление пугающе актуально.
Гегемонистская культурная индустрия добилась того, что все меньше и меньше читателей и все меньше и меньше людей, заинтересованных в выходе за пределы поверхностных и фривольных сфер и глубоком понимании реалий, процессов, жизни. Этот упадок интеллекта, который стремительно растет, был очевиден Брэдбери в 1953 году.
Во вселенной «451 градуса по Фаренгейту» свободное время должно быть посвящено играм, развлечениям и детским забавам. Культура потеряла стержень. Образование закончилось на основе самого бездарного и плоского прагматизма. Гуманитарные исследования были свернуты. Классика — это резюме. Слово «интеллектуал» стало оскорблением. Избиратели выбирают кандидата по его имиджу, независимо от его программы — если она у него есть.
Это захватывающее упражнение — перечитывать «451 градус по Фаренгейту» во время пандемии, неограниченной трагедии для большинства и бесстыдного обогащения элит, времени, переполненного полицейским насилием и антирасистскими восстаниями, гротескного реалити-шоу выборов в США, манипуляциями непристойной совести.
«Вся культура разрушена, наша цивилизация разваливается».
Tagged 451 градус по Фаренгейту, GRANMA.CU, Куба, Рэй Брэдбери
http://communist-ml.ru/archives/26815
Comments for this post were locked by the author