mmikhailm (mmikhailm) wrote,
mmikhailm
mmikhailm

Category:

ЧТО ТАКОЕ ЛИЧНОСТЬ?

#Педагогика@prorivists

Буржуазной пропагандой навязывается идеалистическое представление о том, что личность человека - это самосознание, некая свободная автономная воля, досадно ограниченная обществом. Бытие личности принимается за совершенно обособленную сферу, в которой якобы не действуют законы движения материи. Изучение внутренней психической жизни человека в современной буржуазной науке сводится к описанию психологических явлений и переживаний, причём в ходу нелепое сведение поведения человека к физиологии, либо вообще различные виды агностицизма, навроде объяснения психики через понятие бессознательного.


В обыденном сознании и того хуже: личность человека низводится до самосознания, а затем это самосознание - до внутреннего дотошного поиска «истинных желаний» или чего-то подобного. Психологи и обыватели свихнулись на поиске средств и способов изощрённого удовлетворения примитивных потребностей. Рыночное бытие превращает духовные силы человека в товар, а психологические изыскания обслуживают этот процесс, фальсифицируя внутренний мир личности перечнем материальных благ и буржуазных ценностей. Изучение личности, и в особенности самостоятельное исследование законов духовной жизни, лишено научного целеполагания, представляет собой форму борьбы с социальными и психологическими проблемами, грубо говоря, вращается вокруг вопросов: почему не комфортно? как сделать комфортнее?

Вне общественных отношений категории «личность», «индивид» и тем более «комфорт» не имеют никакого смысла, так как человека вне общества не существует. Как общее довлеет над частным и определяет частное, так общество создаёт человека, а не наоборот. Тот факт, что общество представляет собой совокупность отдельных людей, не обладает никаким познавательным потенциалом. Любой человек в обществе первым делом видит объективную первичность своего бытия. Всё, что мы ценим в себе и для себя, всё, что мы знаем и умеем, всё, чего мы добились и добьёмся, имеет смысл только внутри общества, только как форма проявления общества.

Один из методологических просчётов буржуазной науки состоит в том, что если взять отдельного человека и изучить его всеми известными способами и методами, рассмотреть под всеми возможными микроскопами, томографами, разрезать хоть на атомы, то ничего, собственно, социального в нём не обнаружится. Не очень удачная и довольно тривиальная для млекопитающего форма биологической материи, не более. Что ещё раз доказывает определяющую роль общества в сущности человека. Личность есть выражение и проявление общества, но не наоборот.

Более того, если взять всю совокупность людей и «препарировать» их всеми известными методами, то это так же не будет иметь результатов, не позволит вывести ни из их строения, ни из различий, ни из сходства, ничего полезного с точки зрения сущности общества и тем более личности. Человеческое общество как объект исследования, в отличие, например, от скал или почвы, неуловимо без диалектического рассмотрения. Общество существует исключительно в динамике и может быть познано исключительно как движущееся явление.

Прямоходящие млекопитающие, будучи как живые организмы биологической формой материи, определённым образом совокупно движутся как единое материальное явление, и именно это движение составляет сущность общества.

Из этого ясно, что общество существует именно как общество, то есть в виде известного соединения людей в ходе расширенного воспроизводства социума и никак иначе.

Далее. Разумеется, форма данного движения - это движение не только и не столько в пространстве, в биологии или химии, а движение некоего иного качества.

Человечество, будучи элементом материального мира, находится во взаимной связи с условиями своего существования не только в виде физико-химического и биологического взаимодействия, но и отражая сознанием объективное бытие. Именно этот аспект позволил перейти от присваивающей деятельности человека к производящей, от случайного прибавочного продукта к устойчивому, выделил человека из животного мира и возвысил в известном смысле над всей природой.

Прогресс человечества, особенно за последние семь тысяч лет, налицо. Однако же, организм человека практически не меняется, а все созданные им орудия труда и материалы являются различной конфигурацией тех объективных явлений и свойств материи, которые существовали задолго до появления человечества. Они были лишь открыты человечеством и использованы в производстве, а не созданы из ничего, как кажется на первый взгляд. Таким образом, с одной стороны, сущность прогресса представляет собой изменения от низшего к высшему в области общественных отношений. С другой стороны, прогресс демонстрирует проникновение познания всё глубже в сущность материального мира, за счёт чего и возрастает основа прогресса - продуктивность материального и духовного производства. Значит, качество отражения играет ключевую роль в развитии общественных отношений.

Вместе с тем, писаная история представлена всё нарастающими актами насильственного разрушения форм общественного устройства, устойчивость которых явно снижается по мере развития общества. Внешняя незыблемость рабовладельческого общества была подкреплена тысячами лет традиционного уклада, феодального - уже одной тысячей лет, а капиталистического - всего лишь сотнями.

Само по себе совершенствование системы общественных отношений, разумеется, не вызывает никаких вопросов, в отличие от формы в которой оно происходит - насилие, войны, доходившие порою до истребления целых народов и уничтожения цивилизаций. И, кроме того, насильственное принуждение играло и играет ключевую роль не только в смене формаций, но и в устойчивости каждой такой системы общественных отношений.

Буржуазная наука не признаёт естественноисторического развития общества, поступательности смены общественно-экономических формаций, взаимосвязи и логичности смены одних укладов жизни на другие, более высокие. Буржуазная наука ограничивает себя созерцательными концепциями рассмотрения исторических фактов под видом различных, якобы исторически абсолютно изолированных, цивилизаций. Официальные теоретики истории и обществознания вырывают из общей человеческой истории отдельные этносы, фокусируясь лишь на особенном и частном в их существовании, старательно обходя общее и игнорируя необходимость выделения производственных отношений, то есть базиса, из системы общественных отношений как подлинно научного метода исследования.

В ХIХ веке мыслителями было установлено, что история последних тысячелетий есть история борьбы классов, а не перечень деяний различных властителей и великих личностей, как предпочитали фиксировать в своих записях летописцы. Классики марксизма не только подтвердили данный вывод, но и диаматически его осмыслили, объявив, что человечество пока ещё не выбралось из пелёнок, и капиталистической формацией лишь завершает свою предысторию.

Люди вступают в не зависящие от их воли эксплуататорские производственные отношения, но не потому, что по-другому невозможно, а в связи с тем, что эти отношения ими не познаны и поэтому навязываются имущими классами как наиболее удобные для господства последних с учётом уровня развития средств труда. Массы живут вслепую в смысле научного познания социальных условий своей жизни, что является объективным классово-образующим фактором.

При этом, трансформация форм эксплуататорских отношений показывает, что они, с одной стороны, отчасти формально-юридически освобождая человека труда и, с другой, более изощрённо духовно закрепощая, таким образом не только приспосабливаются к скачкам в техническом развитии средств производства, но и связаны с ростом сознательности и образованности трудящихся масс. Вместе с этим, нарастает частота актов борьбы за смену устаревших форм общественных отношений и кардинальность их требований. Прогресс в классовом обществе осуществляется именно как результат классовой борьбы.

Марксизм установил, что внутренним двигателем прогресса классового общества является неуклонный рост общественного характера материального и духовного производства при возрастании тирании и паразитизма узурпаторов-частных собственников. Эта противоположность формирует общество острейших социальных конфликтов, пребывающее фактически в состоянии перманентной гражданской войны.

Марксизм доказал, что для бесконфликтного, поступательного развития общества необходимо сознательное приведение производственных отношений в соответствие углублению общественного характера воспроизводства материальных и духовных условий существования человечества.

История общественного прогресса доказывает, что он происходит по пути интеграции физических и умственных усилий людей во имя достижения целей общественного развития, то есть укрепления господства общества над природой. Поэтому коллективизм первичен и значим, а индивидуализм есть всего лишь разновидность субъективных результатов господства частных отношений собственности, объективной ситуации, когда человек противопоставлен другому человеку как враг по поводу факторов жизни.

Невозможно представить бесклассовое общество, в котором бы ухудшение положения отдельного человека не вело бы к ухудшению положения всего общества и, наоборот, улучшение для всего общества не вело бы к улучшению для каждого его члена.

Подводя итог рассмотрению сущности общества, следует заключить, что движение «некоего качества», выражающего сущность общества, есть не что иное, как развитие качества общественных отношений.

Развитие общества происходит не по свободному разумению отдельных лиц, групп, организаций или «абсолютной идеи», а в виде реализации объективной необходимости - движения по пути повышения социально-экономической однородности и роста сознательности социальных процессов.

Поскольку личность - это уникальное выражение общества в отдельном человеке, то историческое значение великих личностей представляет собой субъективное воплощение той самой объективной необходимости в том или ином виде, на том или ином поприще. Всякая сообразная объективной необходимости деятельность есть приближение к оптимальному темпу преобразования социальных процессов. Причём это может проявляться как прямо - в непосредственно преобразовательной деятельности реформаторов и революционеров, так и опосредованно - в философских выводах и научных открытиях мыслителей и экспериментаторов. И все эти акты прогресса тесно друг с другом связаны. Выводы европейских просветителей, петровские реформы, творчество и деятельность Ломоносова, Радищева, восстание декабристов, творчество Пушкина, Добролюбова, Герцена, Толстого, Чернышевского, теория Дарвина, философия Гегеля, деятельность и открытия Менделеева и т.д. до высшего диаматического соединения теории и практики прогресса в политическом течении большевизма, основанном на подлинно научном мировоззрении. Подобным же образом узловые элементы прогресса взаимосвязаны для каждой страны и каждого региона с учётом того особенного, что их отличает в силу исторических условий.

Но следует понимать, что понятие личности отражает не объективную степень значения в истории, а степень общественного признания качеств индивида в системе и динамике его общественных отношений. Поэтому в великие личности иногда записывают случайных людей или тех, кто проявил особую настойчивость не в пользу прогресса, а для консервации общественных порядков или их деградации. Впрочем, история рано или поздно всё расставляет по своим местам, отводя этим людям заслуженное место «великих» злодеев и подонков. Бывает также, что общество отвергает определённые личности, не желая признавать их своей частью.
http://proriv.ru/articles.shtml/ivanov?samovospitanie






proriv.ru


https://vk.com/prorivists?w=wall-156278021_13444


Tags: #Педагогика, Что делать?, философия
Subscribe

Recent Posts from This Journal

Comments for this post were disabled by the author