mmikhailm

Category:

Сталинский кинотеатр



Советский кинематограф сталинских времен нельзя воспринимать как безусловный шедевр в каждом случае. В кино нередко шли за лёгкой и "красивой" жизнью всякие проходимцы и бездари. Что в режиссёры, что в сценаристы, что в актёры. И уж тем более почти у всех идейный уровень был чрезвычайно низок, и тем более поверхностно они изучали матчасть.

Та масса антисоветской грязи, вылитая знаменитостями советского кино на коммунизм, есть показатель, насколько мало у них собственно научных знаний, и сколько спеси и себялюбия. Цензура, даже сталинская, могла подправить, но не могла вместо кинодеятелей делать кино, Большаков с Александровым не могли запретить 95% фильмов из-за слабого качества, правили что могли и выпускали: всё-равно режиссеры с фигой в кармане или без выкручивали цензорам руки с криками "что выросло, то выросло".

Очень любопытная критика советского кинематографа (фильма "Александр Пархоменко") со стороны маршала Ерёменко.

1942 год. "23 июля. Госпиталь. На днях по поручению Сталина говорил со мной А.М. Василевский, он допрашивал о моём здоровье. Я сказал всё откровенно, сказал, что я готов к действию, но на первых порах буду ходить с палками, и что я ещё не буду иметь возможности носить сапоги. Тов. Василевский высказал отрицательное мнение; он говорил, что я не могу сейчас ехать на фронт, так он и будет докладывать Сталину. В конце беседы я заявил тов. Василевскому, что с этим ранением, но только в более тяжёлом состоянии 23 дня командовал 4-й ударной армией с носилок, что называется, и хорошо управлял войсками, которые успешно наступали. Сейчас я чувствую себя в десять раз лучше, чем тогда, и могу командовать, если есть в том большая необходимость. После этого разговора прошло четыре дня, пока никаких сигналов о моей отправке на фронт. Вчера смотрел кинокартину «Александр Пархоменко». Картина серенькая, посредственная, даже ниже посредственной, хотя артисты играют хорошо, но они не могут восполнить сценических провалов и слабых мест. Киносценарий плохой. Пархоменко не показан как большой военачальник. В картине много исторической неправды. Вася Гайворон и Ломачёв — надуманные люди; никогда такими людьми не окружал себя Пархоменко. Нельзя делать из Пархоменко такого простачка. Взять из бронепоезда Ваську-анархиста и сделать его лучшим своим другом и командиром — это чепуха, ложь. Пархоменко разыскивает свою семью в госпитале. Это тоже надумано — ложь. Самое слабое место картины в том, что у неё нет конца, вернее, конец скомкан, он запакостил всё хорошее в картине. Это провал. Ни одна картина не имеет такого плохого конца. Кроме того, как и во многих других местах картины, конец пронизан яркой ложью. Показана глубокая зима во время последнего сражения, а на самом деле было очень тепло и грязно от дождей; в отдельные дни стоял густой туман, благодаря которому Пархоменко и попал под удар махновцев. Причём этот бой с махновцами в районе Зелёный Рог и Вузовка был весьма кровопролитный, с нашей стороны участвовало десять кавалерийских полков. Нашей 1-й кавбригадой было захвачено 160 станковых пулемётов с тачанками и карета самого «батьки» Махно. В концевой части картины нужно было показать мощную нашу атаку и победу в этом бою, а показаны какие-то невнятные прыжки нескольких всадников в глубоком снегу. На самом деле там вообще не было снега. В предпоследней части много отведено места показу Махно. Это большой недостаток картины. Ложь в том, что показано, как Махно где-то отсиживался в лесу очень длительное время. Это сделано совсем неграмотно, ибо если бы Махно не две-три недели сидел на месте в лесу, а даже два-три дня, то и тогда он был бы окружён и уничтожен. В том-то и дело, что он непрерывно находился в движении, а это создавало трудности для борьбы с ним. А тут показывают, что, видите, какие вы, красные командиры, простофили: Махно отсиживается в лесу, а вы ничего не можете сделать. Это сплошная выдумка. Пархоменко показан слабо, не как крупный военачальник, а упрощенно. Васька Гайворон скопирован с фильма «Чапаев» и «А. Суворов». Окружение Пархоменко — Гайворонов и Ломачёв, и всё. А где же его штаб и его командиры бригад, командиры полков, где войска? Не существовавший Гайворон всё заменил. Где же знаменитые бои по прорыву фронта, форсированию рек, взятию городов и другие бои? Нужно было показать Пархоменко среди командиров бригад и полков. Он не одно совещание проводил. Его нужно было показать на командном пункте. Картина может получиться хорошая, если переделать её конец, сократить показ Махно, сделать новую часть, в которой показать Пархоменко так, как я сказал выше. Товарищам Вс. Иванову и тов. Лукову я бы сказал: «Вы, товарищи, поработали над картиной много, но картину сделали неудачную». Вельтман, давший рецензию на кинокартину «А. Пархоменко», подошёл к её оценке не объективно, рецензия подхалимская. «Рука руку моет, чтобы белая была»."

Иван Шевцов

https://zen.yandex.ru/media/id/5a745e103dceb711fa20e7e5/stalinskii-kinoteatr-5fb13a9b1064d30b6c21e84e




Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic

Your reply will be screened

Your IP address will be recorded