mmikhailm (mmikhailm) wrote,
mmikhailm
mmikhailm

Category:

К ВОПРОСУ О ДУХОВНОЙ КУЛЬТУРЕ

#Философия@prorivists #Культура@prorivists



Нередко можно услышать от, в общем-то неглупых людей, утверждение, мол, если общественное сознание отражает общественное бытие, значит, оно упрощает многообразие духовной жизни человечества. Да и можно ли всё многообразие духовной жизни упорядочить в принципе?

Естественно, сложность и многосторонность данной области жизни людей поражает воображение. От народных, почти забытых песен, пословиц и поговорок до многочисленных литературных памятников, классических музыкальных произведений, творений скульпторов, живописцев, поэтов, учёных - голова может пойти кругом от этого разнообразия.

Тем не менее, вся эта пестрота произведений духовной культуры - не "броуновское движение" людских мыслей, т.к. вся духовная культура Homo sapiens является отражением материальных условий общественной жизни.

Пожалуй, начать стоит с понятия "духовная культура".

Что это такое если не общественное сознание, так как любой продукт духовной культуры: песня, картина, скульптура - это результат человеческого сознания. А люди не могут воспроизводить самих себя вне общества и связаны между собой многочисленными нитями общественных отношений.

Даже Робинзон Крузо оставшись на необитаемом острове, опосредованно, но вступал в общественные отношения, так как использовал, иначе бы не выжил, продукты общественного производства: топор, компас, бумагу и т.д.

Следовательно, духовная, сознательная жизнь людей в научном смысле выступает как совокупное, общественное сознание.

Поэтому марксизм и утверждает, что общественное бытие - это в первую очередь экономическая, материальная жизнь людей, производство материальных благ и те отношения, в которые люди вступают в процессе этого производства.

Таким образом, фундамент духовной деятельности людей - это конкретные общественные отношения, возникающие по поводу жилища, пищи, одежды и т.д. Очевидно же, что если у художника или композитора нет еды или если она плохая - на пальмовом масле, с пестицидами и т.п. к большой и плодотворной работе он не годен.

Естественно, при капитализме в обществе прозябают по переходам/электричкам и влачат жалкое существование на "монмартах", массы талантливых людей, но это и закономерно, поскольку, например, после уничтожения СССР, в РФ хороших фильмов, песен, книг и т.д. - раз, два и обчёлся...

Именно поэтому духовная жизнь общества, а если говорить научно - общественное сознание: все взгляды, предпочтения, представления - политические, правовые, моральные, религиозные, являются отражением общественного бытия.

В этом свете "духовная культура" на первой фазе коммунизма в Советском Союзе, представляла собой тот рычаг, взявшись за который коммунисты смогли в кратчайшее время провести культурную революцию в государстве, являлась главным фактором победы нового строя.

Работа по просвещению миллионов людей в сталинском СССР не имела примеров в мировой истории. Вторая пятилетка (1933-1937) ознаменовала собой, в том числе и коренной переворот в духовном развитии общества, т.е. в общественном сознании граждан. И достигалось это непосредственно через изменение материальных условий жизни людей. Например, "ипотека" при Сталине - это кредит на 12 лет под 1% годовых.

Результаты, которых добилась партия и народ под руководством Иосифа Виссарионовича повергло в изумление весь мир. Но одни - капиталисты и их охвостье только скрежетали зубами, понимая, что необходимо срочно готовить военное вторжение при помощи фашизма в отдельно взятую страну, семимильными шагами идущую по пути к коммунизму, а другие - люди прогресса, с надеждой и воодушевлением смотрели не только на фантастические темпы роста экономической независимости СССР, но и на небывалый культурный взлёт первого в мире государства рабочих и крестьян.

В частности, классик американской литературы Теодор Драйзер, посетивший СССР в 1928 году, о школьном образовании страны советов писал следующее:

«Здесь я, кстати, должен заметить, что система воспитания детей, проводимая в России, является одной из наилучших, какую мне когда-либо приходилось наблюдать. Система эта действительно замечательная, и у меня невольно возникает мысль, не приведет ли она с течением времени к созданию нового человека и, как следствие, к созданию самого идеального государства, какое когда-либо существовало. Я, во всяком случае, надеюсь, что так будет».

Если же брать состояние грамотности до революции и после - разница впечатлит всех, мало-мальски имеющих отношение к образованию:

По данным переписи 1897 года, в России на 1000 жителей приходилось 223 грамотных. Иначе говоря, почти 100 из 125 миллионов мужчин и женщин не умели читать и писать. Среди народов, так называемых национальных окраин, – как известно, они составляли подавляющую часть населения страны (57%) – грамотные насчитывались единицами. У народов Средней Азии и Казахстана грамотные составляли от 0,5 до 2% населения. Среди азербайджанцев и армян их было немногим больше 10%. На Украине 4/5 населения никогда не учились. Многие народности, населявшие Россию, вообще не имели своей письменности. По уровню грамотности Россия стояла на последнем месте в Европе. Дореволюционные просветители считали, что для достижения всеобщей грамотности мужчин потребуется 180 лет, женщин – 280 лет, а народов Средней Азии – не менее 450 лет!

Результаты культурной революции - целенаправленного, научного воздействия на "духовную культуру" - общественное сознание, привело к тому, что была практически полностью ликвидирована неграмотность населения, создана лучшая в мире единая система народного образования, сформирована новая, советская интеллигенция: научная, инженерно-техническая, художественная, произошёл невиданный скачок развития национальных культур в СССР.

Теперь же, пребывая в классовом обществе, духовная культура целиком и полностью зависит от денег.

Поэтому всякий честный человек сегодня может обоснованно утверждать, что зависимость хода идей от хода вещей - единственно верный и научный взгляд на общественное сознание. Что именно от внедрения прогрессивных в сравнении с капитализмом, общественных отношений и состоит суть подъёма духовной культуры, сиречь общественного сознания.

При коммунизме развитие производительных сил, освобождённых от корысти олигархов и их обслуги будут с необходимостью обуславливать повышение качества человеческих отношений, изменяя тем самым не только структуру общества, но и психологию миллионов людей. Поскольку психология общества - общественного сознания - духовной культуры соответствует экономике.

А теперь посмотрите на сегодняшнюю культуру. Есть в ней связь с нынешней экономикой? И подумайте, при какой культурке в условиях банковского ростовщичества, эксплуатации и частной собственности, мы будем жить через 10 лет, через 20, а наши дети и внуки в дальнейшем?

Южанин




https://vk.com/prorivists?w=wall-156278021_15231


Tags: "Духовные" хроники, #Культура, #Философия, Что делать?
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 3 comments