mmikhailm (mmikhailm) wrote,
mmikhailm
mmikhailm

Прожить без макулатуры. Часть 3. 4. 5.

Отличная статья! Не могу не поставить.
Газета коммунистическая.
http://compaper.info/?p=6548

Часть 3: О художниках

«Писатель, конечно, должен зарабатывать,
чтобы иметь возможность существовать и писать,
но он ни в коем случае не должен
существовать и писать для того,
чтобы зарабатывать».
(Карл Маркс)

Рассмотрим теперь положение искусства при капитализме.

Тезис: «Искусство подчинено капиталу».

Обоснование: Художник находится в системе товарно-денежных отношений, поэтому вынужден производить то, что будет обеспечивать его жизнь. Казалось бы, рыночные механизмы, невидимая рука рынка должны отсеивать бездарностей и превозносить гениев, поощряя их заслуги всеобщим эквивалентом, то есть деньгами. По крайней мере, так гласит господствующая в мире идеология. И действительно – зачем кому-то покупать отходы культурной жизнедеятельности, когда есть шедевры музыки, литературы, живописи и т.д. Если бы не одно но: конкуренция – краеугольный камень капитализма — неизбежно приводит к монополизации рынка. То есть, в реальности потребитель получает иллюзию выбора. Вместо энного количества уникальных произведений искусства потребитель встречает рынок, заполненный однообразными, по существу ничем друг от друга не отличающихся, товарами. И это логично, поскольку капиталист, стремясь извлечь максимальную выгоду, попросту создает конвейер по производству продуктов искусства, которые приносят ему стабильный доход. Свободное, экспериментальное творчество требует больших вложений и сроков. Кроме того, капиталист рискует тем, что товар может оказаться не окупаемым, из-за чего он понесёт убытки. Причём производственный конвейер, ориентированный на среднего потребителя, будет потакать самым низменным желаниям масс, эксплуатировать их страхи, пороки и слабости. Он не облагораживает культурный уровень масс, ибо это попросту экономически нецелесообразно. Об этом проявлении капитализма писал ещё Гете в своем бессмертном «Фаусте», описывая спор между поэтом и директором театра. В этом споре директор объясняет поэту, что зритель груб, бестолков и не имеет собственного мнения, предпочитая судить о произведении с чужих слов. Да и не всегда его интересует искусство — некоторые приходят на представление лишь для того, чтобы щегольнуть своим нарядом. Таким образом, попытки создать великое произведение не имеют смысла, поскольку зритель в массе своей не в состоянии это произведение оценить. Вместо этого следует свалить в кучу всё, что попадётся под руку, а так как зритель всё равно не оценит обилия мысли, — удивить его отсутствием связи в изложении. Поэт же, оскорбленный меркантильным и предельно прагматичным подходом к творчеству, высказывается против директора и объясняет, что поэтом должны двигать не одобрение зевак и деньги, а преданность своему делу – отражать действительность такой, какая она есть:

Директор
А главное, гоните действий ход
Живей, за эпизодом эпизод.
Подробностей побольше в их развитье,
Чтоб завладеть вниманием зевак,
И вы их победили, вы царите,
Вы самый нужный человек, вы маг.
Чтобы хороший сбор доставить пьесе,
Ей требуется сборный и состав.
И всякий, выбрав что-нибудь из смеси,
Уйдёт домой, спасибо вам сказав.
Засуйте всякой всячины в кормёжку:
Немножко жизни, выдумки немножко,
Вам удается этот вид рагу.
Толпа и так всё превратит в окрошку,
Я дать совет вам лучший не могу.

Поэт
Кропанье пошлостей — большое зло.
Вы этого совсем не сознаете.
Бездарных проходимцев ремесло,
Как вижу я, у вас в большом почете.

Директор
Меня упрёк ваш, к счастью, миновал.
В расчёте на столярный матерьял
Вы подходящий инструмент берёте.
Задумались ли вы в своей работе,
Кому предназначается ваш труд?
Одни со скуки на спектакль идут,
Другие, пообедав до отвала,
А третьи, ощущая сильный зуд
Блеснуть сужденьем, взятым из журнала.
Как шляются толпой по маскарадам
Из любопытства, на один момент,
К нам ходят дамы щегольнуть нарядом
Без платы за ангажемент.
Собою упоенный небожитель,
Спуститесь вниз на землю с облаков!
Поближе присмотритесь: кто ваш зритель?
Он равнодушен, груб и бестолков.
Он из театра бросится к рулетке
Или в объятья ветреной кокетки.
А если так, я не шутя дивлюсь:
К чему без пользы мучить бедных муз?
Валите в кучу, поверху скользя,
Что подвернётся, для разнообразья.
Избытком мысли поразить нельзя,
Так удивите недостатком связи.
Но что случилось с вами? Вы в экстазе?

Поэт
Ступай, другого поищи раба!
Но над поэтом власть твоя слаба,
Чтоб он свои священные права
Из-за тебя смешал преступно с грязью.
Чем сердце трогают его слова?
Благодаря ли только громкой фразе?
Созвучный миру строй души его —
Вот этой тайной власти существо.
Когда природа крутит жизни пряжу
И вертится времён веретено,
Ей всё равно, идёт ли нитка глаже,
Или с задоринками волокно.
Кто придаёт, выравнивая прялку,
Тогда разгон и плавность колесу?
Кто вносит в шум разрозненности жалкой
Аккорда благозвучье и красу?
Кто с бурею сближает чувств смятенье?
Кто грусть роднит с закатом у реки?
Чьей волею цветущее растенье
На любящих роняет лепестки?
Кто подвиги венчает? Кто защита
Богам под сенью олимпийских рощ?
Что это? — Человеческая мощь,
В поэте выступившая открыто.

Теперь мы подходим к судьбе Художника при капитализме. Поскольку отчуждение распространяется на всех людей (в разной степени), находящихся в системе товарно-денежных отношений, то логично, что Художник также испытывает на себе это бремя. Художник как человек, познающий окружающую действительность чувственно, так или иначе выхватывает объективное содержание противоречий действительности и в зависимости от его навыков, умственных способностей и моральных качеств отражает их в своём творчестве. В данном случае я имею ввиду Художника, который отвергает принципы, по которым функционирует общество. При капитализме его судьба может сложиться 4 способами:

1) Подстроиться под существующую систему в надежде скопить ресурсов для реализации своих собственных проектов. Перспективы как в бизнесе: при равных возможностях и способностях получается это лишь у единиц. В таком случае потребитель получает, скорее всего, качественный или хотя бы необычный продукт, который становится культовым. Но даже при таком раскладе вовсе не обязательно, что такие товары окупаются, так что Художник из-за нехватки ресурсов должен будет вернуться к конвейерному производству.

2) Художник принципиально не участвует в конвейерном производстве для накопления ресурсов. Он создает уникальное произведение и выставляет его на рынок – к издателям, спонсорам, инвесторам и получает отказ из-за авантюристичности предложения. Художник вынужден писать «в стол» и оставаться в неизвестности в лучшем случае до самой смерти. К некоторым слава все-таки приходит, но спустя десятилетия после смерти автора. С возникновением интернета ситуация улучшилась, но несущественно. Уникальные творения попросту теряются в бездонном океане информационного мусора.

3) Художник объявляет открытый протест обществу, его произведения принимают радикальную форму. В случае общественного резонанса, вызванного его работой, Художник либо подвергается открытым репрессиям, либо физически устраняется под предлогом несчастного случая, либо попросту подкупается или шантажируется властями, что опять-таки заставляет его замолчать.

4) Художник адекватно, соцреалистически отражает действительность, не прибегая к ультрареволюционной форме, вычурности и эпатажу. При этом художник никаких радикальных деклараций не совершает, но вносит свой вклад в развитие революционного движения.

Часть 4: Логика развития/Логика деградации

Население стран «золотого миллиарда» благодаря экономическому благополучию сталкиваются с доведенным до предела личностным(психологическим) отчуждением.

Об этом говорят следующие факты:2015-10-12 23-38-25 LENIN CREW - Google Chrome

К странам с высоким уровнем самоубийств относятся некоторые восточноевропейские государства. В их числе Россия; страны Балтии, Скандинавские страны, а также Австрия, Германия и Швейцария. По данным известного венгерского суицидолога Z.Rihmer (2002), в последние годы на первых позициях в мировом рейтинге частоты самоубийств — 35 и более случаев на 100 000 населения — находятся страны Балтии (Литва, Латвия, Эстония), Россия, Венгрия, Дания и Финляндия.

Именно в странах «золотого миллиарда» возникли такие направления в музыке, как постпанк, который характеризуется депрессивными текстами, обреченными рассуждениями о смерти, ощущением постоянной тревоги, фрустрации, беспомощности. Зарождение этого жанра началось в 70ых, а родоначальниками по праву считаются Bauhaus и Joy Division. Позднее появляется дарквэйв и дарк-эмбиент, которые также пронизаны психологизмом. Некоторые исполнители этих направлений начинают отказываться от осмысленности текстов (Clan Of Xymox) вплоть до использования «птичего языка» (Dvar), а затем и полного отказа от текстов (Mortiis). Разумеется, что музыка отстраненности начинает искать источник вдохновения в мистицизме, оккультизме, мифологии и сатанизме. Нео-фолк, блэк-метал, индастриал, шугейз – на почве отчуждения появилась целая плеяда жанров, которые в своей логике деградации двигаются прямо к вичт-хаусу. Витч-хаус же наконец просто заимствует нарезки из фильмов ужаса, намеренно использует ужасное качество звука и отказывается от какой-либо удобоваримой ритмики. Эпатаж, безумие, отчаяние и хаос — этими словами можно в достаточно точной мере охарактеризовать дальнейшее развитие экспериментальной музыки декаденствующей интеллигенции. Все это происходит в контексте иронии и издевки над существующим строем, вот только такое творчество прекрасно вписывается в капиталистическую действительность и никак ей не вредит.

В психологической литературе возникает целое направление, связанное с мотивацией, тренингами личностного роста суть которых сводится к навязыванию позитивного образа мышления. Огромные тиражи данной макулатуры как бы намекают, что за дозу оптимизма нужно платить и платить много. Возрождаются оккультизм и эзотерические учения. Кастанеда и его идеи осознанных сновидений, реинкарнации и достаточно оригинальных обрядов набирают популярность не только среди изнывающих от скуки клерков, но и среди широких масс по всему миру. Примерно в то же время в США последователи религиозного мистика Ошо скупают ранчо Big Muddy площадью в 64 тыс. акров для создания своей коммуны. Сам Ошо Раджниш, распространяет свою претенциозную эклектику, состоящую из отдельных положений учения Будды, Кришнамурти, Лао-Цзы и… Вильгельма Райха(!), зарабатывая этим сотни миллионов долларов. Телепроповедники в США становится частью национальной культуры, а ежегодное образование новых и новых религиозных течений и тоталитарных сект уже перестает быть чем-то из ряда вон выходящим для западного человека.

Если экзистенциализм настаивал на кризисе разума и гуманности, то
философия постмодернизма наконец-таки торжественно объявляет смерть субъекта. После чего она отдает любую рациональную идею на растерзание Логике Хаоса. Постмодернизм оригинальным образом высмеивает научный метод, произвольно используя научную терминологию в своих рассуждениях, намеренно создавая множественность смыслов для однозначных и устойчивых терминов, тем самым обессмысливая свои и чужие тексты.

Современное искусство отказывается выполнять свою главную и основную роль — осмыслять и отражать существующие в обществе противоречия, давая свою принципиальную оценку той или иной стороне. Вместо пощечины общественному вкусу и порицанию мещанских нравов мы видим хорошо оплачиваемую шизофрению, истерику и пафос. Мы получаем торжество безумия и целенаправленное обесценивание любого творчества за счет уравнивания в статусе работ Микеланджело и Поллока, Васнецова и Тоби, Босха и Клайна. Уравнивание посредственностей и гениев становится главным трендом современного искусства и одновременно его предсмертным хрипом. Апофеозом деградации становится тот факт, что специалисты по современному искусству не в состоянии отличить «произведения», созданные рукой шимпанзе, от произведений именитых представителей новейших течений в изобразительном искусстве.

Все это симптоматика проблемы отчуждения человека в современном обществе (говоря об отчуждении человека от его сущности, подразумевается то, что человек отчужден постольку, поскольку его труд отчужден и составляет содержание его жизнедеятельности), вызванного существованием частной собственности на средства производства. Не могу не признать, что необходимо большое мужество, чтобы признать, что мы находимся в ловушке. Нам не убежать от существующих в обществе проблем, от своих тараканов в голове и от растущих как на дрожжах неврозах. Никого не спасет переезд в другую страну с «правильным» капитализмом, и никто не спрячется от гнета отчуждения в мелкой, повседневной суете, религиозной секте или в загробном мире. Больные ипохондрики будут продолжать заниматься самолюбованием саморазрушением и выдумывать оправдания своей никчемности, мещане будут продолжать набивать свое бездонное брюхо, пока не умрут, оставив после себя дом, дерево, потомство и огромный склад квитанций за игрушки, заказанные в интернет-магазине. И если ты спросишь меня, что же в этом плохого, то я лишь громко рассмеюсь тебе и подобным тебе в лицо, злобно и агрессивно, точно также как смеются в глаза своим злейшим врагам. Но вам не стоит бояться тех, кто выступает и действует в интересах нового общества. Вам следует бояться объективных законов исторического развития. Да, ту самую историю, чья холодная и беспристрастная рука уже не раз вырезала блестящим хирургическим скальпелем омертвевшие клетки общественного организма. Это произойдет, вам всего лишь нужно следить за часовым механизмом. До полуночи еще есть время.

В чем же выход спросишь ты? Только научное познание общественных законов, всестороннее понимание природы отчуждения дает человеку не только видимые очертания реального источника его проблем, но и дает смертельное оружие против него. И если до изучения общественных наук человек находился в темной глухой пещере, пытаясь на ощупь определить свое местонахождение и понять окружающее его пространство, то найдя факел познания он может впервые разглядеть самого себя, познать внутренний и внешний мир, осветить тьму и найти выход из этой проклятой пещеры. Той самой, которая сдерживала до сих пор его и бесчисленное количество его предков. И если ты до сих пор, ударяясь о пыльные стены и камни проклинал свои синяки за причиненную тебе боль, то тебе стоит найти в себе силы найти искру и возродить пламя такой силы, что все солнечные боги преклонят колено перед Человеком.

Часть 5: Диалог о жизни и смерти

— Мы ходим вокруг да около. Ты можешь, наконец, сказать, в чём смысл жизни человека?

— Смысл жизни в том, чтобы победить смерть.

— Разве это возможно?

— Говоря о смерти человека, я подразумеваю не биологическую смерть, а социальную. Смерть — это тотальный отказ от человечества. Но мертвы не только те, кто избегает людей, социума в целом, прячась в рукотворные виртуальные миры. Мертвы ещё и те, кто полностью принял мир, в котором царит непрерывная война всех против всех, в котором реальные права передаются по наследству или отбираются тупым насилием, в котором свобода отождествляется с безнаказанностью и развращенностью, а мечты подменяются списком покупок вещей, которые нам не нужны. Они мертвы потому, что им плевать на общественные проблемы. Пусть тебя не обманывает лицемерный оптимизм тех, кто приходит к гармонии с самим собой и окружающими, медитируя в обеденный час, пряча свои страхи и отказываясь от принципов ради общепринятого спокойствия. На самом деле, это ритуальное самоубийство, отказ от разума, отказ видеть мир таким, какой он есть на самом деле.

— Да, но я не совсем понимаю, как можно победить смерть, пускай и не биологическую, а духовную. Ты обвиняешь человека в слабости и трусости, и он действительно трус и слабак, но это его природа, с этим ничего не поделаешь.

— Победить смерть может только научно организованное мышление.

— Мда. Ты предлагаешь стать биороботом? Вот уж действительно смысл человеческой жизни…

— Научно организованное мышление вовсе не отрицает проявления эмоций. Оно лишь означает, что всю получаемую информацию человек преобразует в знания, которые в дальнейшем использует в своей жизни. Научно организованное мышление тотально, оно простирается на всё, с чем сталкивается в своей жизни человек — любовь и ненависть, дружба и вражда, сила и бессилие, страх и отвага, боль и наслаждения, истина и ложь, жизнь и смерть. Научно организованное мышление означает, что у человека нет и не может быть такого распорядка жизнедеятельности, когда он в неделе несколько дней думает, как обыватель, несколько часов как ученый, а несколько минут как верующий.

— Ладно. Допустим, это твой смысл жизни, но ведь у других есть свои представления об этом.

— Например?

— Ну, вот кто-то видит смысл жизни в том, чтобы создать семью.

— Делает ли это их жизнь хоть чуточку осмысленнее?

— Конечно, они ведь знают, ради чего живут, они держатся за это.

— Да, они знают, ради чего живут, но делает ли семья сама по себе их жизнь осмысленнее?

— Естественно, ведь именно это знание делает их сильнее, делает их жизнь наполненной.

— Тогда в чём их отличие от насекомых?

— Не понял.

— Если смысл жизни человека заключается в простом воспроизведении себе подобных, то в чем их отличие от тех же насекомых?

— Ну, это же не простые инстинкты. Они любят своих детей и хотят, чтобы из них выросли хорошие люди. Что в этом плохого?

— В этом решительно нет ничего плохого. Но делает ли это их жизнь осмысленнее? Как людей — нет, как животных, пожалуй, да.

— Ладно, давай закроем эту тему. Пусть не семья, но ведь есть же еще множество примеров, которые никак не связаны с твоими нравоучениями о науке.

— Например?

— Допустим, у кого-то смысл жизни заключается в служении Богу.

— И это не является смыслом жизни.

— Ты издеваешься! Вот тебе яркий пример служения идеалам!

Верующие молятся за судьбы миллионов, тратя своё время и силы не только на служение Богу, но и всему обществу. Так что все как ты сказал

— никакого общественного равнодушия и биологических инстинктов.

— Если бы не одно но. Они мыслят иррационально.

— Ну и что?

— А то, что от их веры нет никакой существенной пользы. Вера в Бога — это психологический наркотик, а верующие в этом отношении существенно ничем не отличаются от опиумных курильщиков. Проблема иррационального мышления в том, что, во-первых, сам верующий, вредит в первую очередь себе, пребывая в мире иллюзий, отказываясь тем самым от своего подлинного саморазвития и самосовершенствования. Во-вторых, находясь в плену заблуждений, верующий, как следствие, никак не может познать общественные законы и тем самым не в силах реально повлиять и исправить в корне общественные проблемы.

— Это ты зря. Вообще-то, среди верующих немало тех, кто жертвует деньги на благотворительность, помогая страждущим. Чем тебе не общественная польза?

— Хотя бы тем, что она не только не является решением общественных проблем, но и даже содействует процессу гниения социума, поскольку внушает ложную надежду на то, что пожертвования хоть как-то остановят работу эту глобальной мясорубки, в которой измельчаются миллиарды жизней под натиском капитала.

— Ты так говоришь, как будто железно знаешь, что мир может быть принципиально другим. Не впал ли ты сам в очередную утопию?

— Мой взгляд на будущее логически вытекает из научного представления о развитии всей предшествующей истории человечества, в которой общественные законы, равно как и физические, химические или биологические, выполнялись всегда и без исключения.

— Так почему же в будущем обществе не будет места всем тем капиталистическим порокам, о которых ты говоришь? И какими будут коммунистические отношения между людьми?

— Начну с того, что коммунистическое общество отличается от капиталистического тем, что в нем по определению все люди равны как в правах и возможностях, так и в справедливом распределении ресурсов. Это даст все необходимые нужды для взращивания в людях подлинного стремления ко всему человеческому — к познанию, самопознанию, научному творчеству, взаимовыручке, любви, товариществу и свободе. Да, эти элементы существуют и в капиталистическом обществе, но они подчинены товарно-денежным отношениям и определяются, в конечном счете, ими, а значит они являются злостной карикатурой на самих себя. Поскольку человек есть совокупность общественных отношений, а его ценности являются многогранным и сложным отражением экономического строя, то при смене капитализма на коммунизм мы получим людей, совершенно отличающихся от нас с тобой.

— Но как же вражда, алчность, воровство?

— Ради чего? У людей есть свободный доступ ко всем необходимым для жизни ресурсам, отсутствует необходимость горбатиться на ненавистной работе, которую давно выполняют автоматизированные системы и созданы все условия для реализации творческого потенциала.

— То есть смысл жизни…

— Смысл жизни в первую очередь — это победа смерти. С одной стороны — это обыкновенное биологическое выживание, с другой — возможность обессмертить плоды своих трудов в вечности. Пока существует капиталистическое общество, наша жизнь находится под постоянной угрозой финансовых кризисов и масштабных войн ради прибыли олигархов. Наша жизнь подвергается опасности, когда мы покупаем продукты в магазине, созданные на предприятиях, которые вынуждены экономить на качестве товара, чтобы не проиграть в условиях жесткой конкуренции. Мы подвергаем свою жизнь опасности, пользуясь общественным и личным транспортом, созданными в этой коррумпированной системе. Мы кружимся на тонком льду, и некоторые из нас проваливаются в бездну, из которой уже нет выхода. Обстоятельства, говорим мы. Несчастный случай. А действительно ли это так? Но капитализм подвергает опасности не только нашу биологическую жизнь. Он уродует нашу духовную сущность, он топчет своим вычищенным сапогом все самое прекрасное, перемалывая его в единую серую безобразную кашицу под названием жизнь. Нет, отвечаем ему мы. Мы стыдимся и ненавидим свое положение, а потому наша жизнь имеет оправдание.

— Выходит, смысл жизни в борьбе за коммунизм?

— Только борьба за коммунизм даст нам освобождение от смерти, а значит даст смысл человеческой жизни. Именно человеческой! Не жизни муравьев и насекомых, не жизни стервятников и гиен, не жизни баранов и прочих парнокопытных. Смысл человеческой жизни!

Голобиани Роман

http://compaper.info/?p=6548
Tags: Что делать?
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments