mmikhailm (mmikhailm) wrote,
mmikhailm
mmikhailm

Средневековье

Оригинал взят у onb2017 в "Православная культура" в школьной программе

По данным газеты “Коммерсант”, в октябре этого года РПЦ разработала проект обязательного курса “Православная культура” для преподавания в 1-11 классах средней школы. Курс был передан на рассмотрение в Российскую Академию Образования, но тогда Учебно-методическое объединение РАО отклонило курс. Спустя два месяца  членам объединения предложили проголосовать за курс заочно. Пока курс не набрал нужного числа голосов, так как меньше трети экспертов участвовали в голосовании, но судя по настойчивости и планах министра образования отправить проект на доработку, скорее всего рано или поздно данный курс будет введен в школьную программу.

Проект предполагает преподавание школьникам таких тем, как  "Православное христианское понимание смысла жизни человека", "Особенности нравственной культуры воина-христианина", "Латинский прозелитизм на Руси" и т. д. По словам авторов, к концу школы у подростков должно произойти "формирование мировоззрения на основе православной духовно-нравственной традиции".

Курс предполагается разбить на 3 блока: для 1-4 классов, 5-9 и 10-11. Первый блок должен занять как минимум 103 часа и только в первом классе “Православную Культуру” разрешено преподавать внеурочно, а затем она должна входить в расписание как обязательный предмет. В 5-9 классах на курс отведено как минимум 175 часов, но более оптимальным курсом, на который надеются разработчики, должен стать курс в 350 часов.


По мнению РПЦ, выпускник девятого класса обязан "знать названия семи Вселенских соборов и описывать принятые на них решения", "ориентироваться в православном календаре ", "перечислять двунадесятые, переходящие и непереходящие православные праздники" а также "перечислять и описывать виды церковных звонов и колоколов".

В 10-11 курс уже не является обязательным, но авторы надеются по крайней мере на 70 часов с дальнейшим расширением до 140 часов.

Останавливаться на всех аспектах “православной культуры” у меня нет возможности, но вот “православный календарь”, пожалуй, можно рассмотреть, так как я уже имела дело с историей об одним из святых, который вписан в православный календарь- преподобном Серафиме, чьи мощи не так давно собирались отправиться в космос, но из-за технических проблем, которые случились не иначе как по воле божьей, так и не удостоили небеса своим присутствием.

Вообще, редкая страница православного календаря не имеет слов- “обретение мощей”. При этом обычно указывается имя святого и год. Это значит, что именно в упомянутом году были найдены те или иные нетленные мощи. Обычно такое случалось при рытье канав для строительства новых церквей. Как видно, в этом была двойная польза: обретение нового храма божьего и одновременно нового святого для календаря. Событие весьма естественное. Ведь нетленные благоухающие мощи святых только и ждали своего часа, чтобы быть обнаруженными и включенными в календарь на радость верующих.

Во-первых, само название “мощи” уже указывает на то, что объект с таким названием содержит в себе некую мощь, а что для верующего человека является мощью, как не чудо божье? Иными словами, мощи предполагают то, что они чудодейственны и могут излечить, помочь в разных  бедах и вызвать благоговение.

Тот факт, что православная церковь ранее утверждала, что мощи нетленны, можно доказать, приведя некоторые богословские сочинения 19 и начала 20 веков. Так, в книге П.М. Власова “О нетлении святых мощей” сказано следующее: “Но среди...всеобщего тления мы встречам дивное явление: нетление святых мощей. Мы видим тела некоторых людей, свято живших на земле, сияющими нетлением целые века. Эти тела по составу своему и существу такие же, как и  прочие тела человеческие, однако они не только сами не тлеют  в земле, но с ними не тлеют и их покровы и одежды и самые гробы, в которых они покоятся. Это поразительное явление нельзя не признать чудом, убеждающим нас в святости и божественности  христианской религии. Нетление святых мощей нельзя иначе объяснить, как непосредственным действием силы Божией.

“Ярославские епархиальные ведомости” описывали мощи, как “телеса усопших святых, силою Божию от тления сохраняемые и прославленные мироточением, исцелением и друими чудотоворными дарами.”


Но даже в ранние годы в истории  православной церкви случились всякого рода конфузы.Так в 1752 году в часовне были обнаружены мощи святого Иоанна- Пустынника и  поначалу признаны нетленными и вызывающими чудеса, но вскоре выяснилось, что это вовсе не так, а в гробу покоились одни лишь кости, да и те неизвестного происхождения. Церковь в то время вмешалась и объявила, что поскольку это лишь “человеческие  кости, истлению предавшиеся”, то они принадлежат вовсе не святому Иоанну, а какому-то другому смертному и посему решено было их закрыть назад в часовне. Это доказывает отношение церкви к мощам, которые непременно должны были оставаться нетленными.

Однако после ряда разоблачений православная церковь изменила свое отношение к нетленности и теперь представители православной церкви, вроде Николая Романского, утверждают вот что: “Среди русского общества распространено мнение, будто святые мощи должны представлять собою совершенно целые неповрежденные тела и что само нетление тел служит главным основанием к прославлению святых...Но такое воззрение на святые мощи основано на недоразумении и совершенно неправильно. Как церковь ветхозаветная, так и новозаветная церковь смотрела и смотрит на святые мощи иначе. Под мощами в Ветхом Завете разумелись исключительно одни кости, но не тела.”

Понятно, что такие заявления вызваны тем, что после Великой Октябрьской Революции при свидетельстве огромного количества людей, мощи многих так называемых “святых” подверглись вскрытию, при этом было обнаружено, что никаких нетленных мощей в заявленных православной церковью погребениях не существовало.

Вот всего несколько примеров: “ По снятии покровов была обнаружена вата свежего происхождения, в которой лежала группа костей не одного лица, а по крайней мере двух...Внутри черепа вата.” (Вскрытие мощей мученика Авраамия Болгарского, Владимирского Чудотворца в  Успенской церкви 12 февраля, 1919 года)

Специальная комиссия, в которую вошли 15 человек крестьян вырыла мощи. В раке ничего не оказалось, кроме стружек,  сора и двух монет древней чеканки.” (О вскрытии раки Иакова Железноборовского, журнал “Безбожник” #17, 1929 год)

“...в присутствии духовенства и при громадном  стечении народа была произведено вскрытие “нетленных мощей”Александра Свирского “чудотворца”. Никакого нетленного тела не было, конечно, и в помине. В раке была найдена… большая восковая кукла.”

(В. Клишко Карельские “чудотворцы”, Петрозаводск, 1932 год)



И наконец,  один из значительных святых - Александр Невский, как оказалось на проверку, вовсе не имел мощей, хранившихся в Александро-Невской Лавре, как это утверждала православная церковь вплоть до 1919 года. Дело в том, что специальная антирелигиозная комиссия в 1919 году доказала, что сами богословы еще в 1789 году писали в Никоновской летописи : “...и тело Александра Невского сгоре.” Однако, это не останавливало самодержавие и духовенство дурачить эксплуатируемые массы на протяжении двух веков россказнями о нетленности Александра Невского, несмотря на все вопиющие свидетельства того, что не только его мощей не существует, но  и даже каких-либо останков.
К слову сказать, в наше время чудесные останки вновь обнаружились и даже путешествуют по разным городам России.

Итак, теперь церковный календарь опять войдет в обиход всё с той же целью: одурачивания масс с помощью сказок о чудесах и божьей воле. Школьникам скорее всего придется ознакомится со всеми выдуманными историями о святых и их деяниях. Понятно, что когда наука заменяется религией, ничего иного не остается, как уповать на чудо и признать, что существующий порядок- это воля божья, а смирение и духовная культура помогут решить все проблемы в обществе, раздираемом классовыми противоречиями. Главное- знать церковный календарь, колокольные звоны и тому подобное и чудеса не заставят себя ждать.


Tags: "Духовные" хроники, "Их нравы"
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments