mmikhailm (mmikhailm) wrote,
mmikhailm
mmikhailm

Ум, честь и совесть

Оригинал взят у karamergen в Ум, честь и совесть
Не так давно в каком-то комментарии по поводу смерти одного околокультурного деятеля (Рязанова, кажется) написал про «Ум, честь и совесть». Думаю, что надо воспроизвести и тут в несколько расширенном виде, чтобы оно как-то не потерялось в дебрях интернета.

Итак, об уме, совести и чести.
Помните? В старые времена был такой лозунг: «Партия – ум, честь и совесть нашей эпохи!»

Вполне себе очевидный и верный лозунг-то. Просто не все (далеко не все!) понимали его правильность.
Но жизнь – она течет, она развивается.

И практика показала, что… ну, не конкретно партия, а социалистическая идея действительно была умом, честью и совестью той эпохи.

А потом еще в недрах одного из американских институтов по созданию идеологических мемов родилась формулировка, которую с радостью подхватил Задорнов, кажется: «Партия минус ум, честь и совесть».

Так вот, как показала практика, так оно все и оказалось.

Как только из социалистической идеологии великими и самоотверженными трудами всякого рода «борцов за демократию» убрали ум, честь и совесть, так сразу же и качество творчества и жизни резко ухудшились.

Ну, возьмем в качестве примера тех же «творческих личностей», всякого рода артистов, писателей, режиссеров, певцов, поэтов.
Произошел контрреволюционный переворот девяностых, убрали из базовых установок «ум, честь и совесть», и – что получилось?

Творческая интеллигенция резко опустилась на четвереньки и организованно захрюкала.
Режиссеры, которые «под гнетом тоталитарной цензуры» создавали, не побоюсь этого слова, талантливые фильмы, резко как-то переключились на создание «истинных свободных шедевров». Например – воровских детективов, восхвалений проституток всех мастей, восторгов богатыми ворами, захлебывание голодной слюной при изображении «шикарной жизни» бандитов и грабителей, животного смеха от шуток «ниже пояса»…
Что талантливого создал Рязанов после окончания «эпохи тоталитаризма»? Именно то, о чем я сказал. Таланта – как не было. Убогость творческих потуг достойна исключительно туповатых гопников и определенных категорий депутатов.

Что талантливого создал за это время «бесогон» МихАлков? Примерно то же самое.
Какие запоминающиеся своим глубоким смыслом песни создали современные музыканты и поэты? Ну, кроме постоянного повтора тематики «ты мой лучик, я твоя призма, ты моя попка, я твоя клизма»? Или – кроме постоянного повтора с вариациями безголосыми певцами песен советского периода?

(Тут вообще парадокс. Не умея и не желая создавать новые творения, они старательно повторяют уже созданное с тщательным искажением, перевиранием, глумлением и прочими дешевыми изысками, выдавая это детское стремление раскурочить все, до чего дотянутся кривенькие шаловливые ручонки, за реальное творчество).

Какие талантливые произведения были написаны современными писателями за последние пятнадцать-двадцать лет? Что вообще из писательского творчества современности можно назвать талантливым, оригинальным, значимым?

Не так давно я вдруг узнал, что писатель Юрий Никитин, книги которого из цикла «Трое из леса» я с удовольствием читал еще в девяностых, да и теперь иногда с удовольствием перечитываю, написал под псевдонимом цикл о «Ричарде Длинные Руки». (Ну, если окажется, что я ошибся и это не Никитин – я только рад буду!).

Так вот, сравнивая «Троих из леса» и «Ричарда», которого таки взялся читать, понял интересную вещь: все то же самое, идея величия человеческого духа, выраженная в «Троих» (пусть и в форме старых анекдотов), как-то неизящно и навязчиво выродилась в идею некой абстрактной «духовности», в идею противопоставления «сердца и ума». То есть, на лицо откровенная деградация писателя. (Если, повторюсь, это именно тот самый Никитин. Не исключаю, что автором «Ричарда» является или иной человек, или группа «негров» под руководством кого-то еще).

Тут опять произошел этот самый «минус». Минус ума, чести и совести. Зато – налицо растущая доминанта «духовных скреп», в которые так сладострастно скатывается эта самая «творческая элитка».

Взять того же Василия Головачева. В те, прошлые времена, его творчество было, опять-таки не побоюсь слова, космичным. «Полет урагана», «Возвращение блудного Конструктора» - это были действительно оригинальные, сильные, умные книги. Потом – произошел перелом. Появилась откровенная мистика (то есть, тематика алогичности, сюрреализма и примитивизма мышления). Появилась откровенная конъюнктура. Всякие там «Контркримы», «супермены» местечкового розлива, псевдославянско-языческое фентэзи не самого высокого пошиба. Вот, в самом деле, если раньше книг Головачева ждал с нетерпением (там было, что читать и о чем размышлять), то последних я не стал читать вовсе. Уже взросла полная уверенность, что там – халтура. Крепкая такая, уверенная в себе, добротная дешевая халтура.

То же можно сказать и еще о ряде бывших «именитых». Просто уже не хочется всех их перечислять. Их и так все знают.

Хотя тут возникает и еще один нюанс. Те «творческие личности», которые с головой ушли в свое «новое творчество», которое «минус ум, честь и совесть» - не просто стали такими. Они элементарно откликнулись на социальный заказ массового читателя. Вы что думаете, это только творческая интеллигенция так захрюкала, а остальные – «д'артаньяны все в белом»? Таки нет.
Захрюкали очень многие. И этим захрюкавшим стало остро необходимо получить ту интеллектуальную «жратву», которой они могли бы с удовольствием наслаждаться в своем корыте.

(На этом фоне, кстати, я уважал и продолжаю уважать некоторых писателей, которые, осознав масштабы идейной катастрофы, просто перестали писать. Не прогнулись под «массу потребителей», просто ушли в другие сферы добычи корма насущного. Но – не потеряли совести. Да, и ума, и чести.)

И кстати же, некоторое время назад на остановках городского транспорта появились вот такие вот плакаты:



Писатели


Я посмотрел и рассмеялся.
О! Если бы!
Если бы Донцова действительно вернулась к работе парикмахера! Хотя, думаю, что и парикмахером она была хреновым. Судя по ее страшным книжкам. Рассчитанным как раз на «хрюкающее» восприятие.

О! Если бы!
Если бы Панов стал инженером и перестал клонировать свои первые вполне читабельные, но бессмысленные книги. Хотя, думаю, что инженер из него тоже уже не получится. Квалификация потеряна навсегда. Это примерно, как с Задорновым. Учился на инженера, но не потянул и стал скоморохом.

В общем, господа-граждане хорошие, резюмирую.
Можно повторить слова Ленина про «жить в обществе и быть от него свободным невозможно». Это – очевидно. Общество потеряло вместе с идеей социальной справедливости и те самые «ум, честь и совесть». Потеряли их и «творческие личности», не способные реально создавать произведения искусства.

Но главное – в другом.
Они, эти «творческие личности», так и не осознав глубины своего краха, но подсознательно ощущая наличие творческой катастрофы, тем не менее старательно делают вид, что катастрофы – нет. Что их подспудная зависть к тем, прежним возможностям творчества – на самом деле «святая ненависть к жуткому тоталитаризму, к отсутствию свободы и демократии».
А зависть – остается. А чувство неполноценности – продолжает довлеть.

Таким образом, надо постоянно помнить, что советизм и антисоветизм – это не просто глупые мемы, которые так старательно пережевывает современная интеллигенция.
Советизм (социализм) – есть общество имеющее и ум, и честь, и совесть. Общество, которое способно к высокому творчеству, общество, которое способно созидать титанические творения.
Антисоветизм, антисоциализм (то есть капитализм и его высшее проявление – фашизм) – способны только воровать, ломать, искажать, перевирать, превращать в отходы организма любой ценный продукт. Не более того. И уж конечно, ум, честь и совесть – не есть категории антисоветизма и антисоциализма. По определению.
И еще момент. Нет, на самом деле в этом мире есть еще много людей, у которых есть и честь, и ум, и совесть. Как же без них?
Вот только, роиглядевшись, замечаем интересное: все эти люди в той или иной степени сторонники именно социализма (коммунизма), сторонники социальной справедливости, и противники того, во что превратилась страна за последние четверть века.
А вот ярые сторонники "капиталистических ценностей", успешные и процветающие манагеры всех мастей, "звезды" нашей, с позволения сказать, эстрады - это как раз все те, которые "МИНУС ум, честь и совесть".
Странно, правда?

Вот такая вот, дорогие друзья, печальная реальность. Данная нам в ощущениях…

Tags: "Их нравы"
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments