mmikhailm (mmikhailm) wrote,
mmikhailm
mmikhailm

Category:

«Война полов» и классовая борьба. ( 2 . ) Газета коммунистическая.

Вопросы дискриминации сегодня

Чем же порождается описанная выше разноголосица, почему буржуазные взгляды на вопрос межполовых взаимоотношений столь противоположны, и марксистам ещё только предстоит выработать научную позиции в данной сфере в условиях России XXI века?

Особенность нынешней ситуации в России: отсутствует юридически закреплённая дискриминация женщин, какая была в Царской России, да и на Западе до середины XX века. Ныне мужчины и женщины вышли на «свободный рынок» и вступили в «свободную конкуренцию» — оттого и такое разнообразие конкретных примеров мерзости внутрисемейных отношений. Произошло то же самое, что и с эксплуатацией вообще: в отличие от раба и крепостного крестьянина, рабочего не продают, как корову, он идёт и продаётся сам, пребывая в иллюзиях о «свободном выборе». В женском вопросе при развитом капитализме — аналогичная ситуация. Когда-то «хорошего мужа» искали родители, не спрашивая мнение девушки, теперь это делает она сама. А понятие о том, что значит «хороший», выводится при капитализме естественно из присущей этому строю рыночной идеологии. В первую очередь это материальный фактор – наличие большого количества денег, затем – мощный торс и прочие вещи, о «важности» которых кричат формирующие мещанских вкусы «гламурные журналы» и прочая макулатура.

В свое время Август Бебель, описывая положение женщины в европейском капитализме рубежа XIX – XX веков, подчёркивал существовавшее тогда несоответствие реального положения вещей и общественной идеологии: всё больше женщин шли на заводы, одновременно буржуазия с помощью своего государства пропагандировала идеи о «семейном предназначении» женщины. Сегодня в России мы тоже видим такую пропаганду, но она «факультативна», существует лишь как один из вариантов буржуазной «промывки мозгов». Одновременно буржуазия проводит мероприятия вроде «Евразийского женского форума», на которых дамы из правящей партии «Единая Россия» разыгрывают карту «защиты прав женщин». (8)

Век назад марксисты противопоставляли буржуазному браку, основанному на материальном расчёте, брак пролетарский — большинству тогдашних рабочих, живших в нищете, делить было нечего, потому союз мужчины и женщины, принадлежавших к пролетариату, в большинстве случаев был здоров в том плане, что люди соединялись вследствие симпатии друг другу, а не какой-либо выгоды. Сегодня мы имеем не только юридически свободных, но и относительно неплохо живущих работников, у многих из которых в собственности квартиры, машины, дачи. Это создаёт условия для того, что и брак между пролетариями – зачастую арена «войны всех против всех», за господство и материальные ресурсы.

В результате в реальной жизни мы видим самые разные ситуации — как семьи, где пьяный муж, придя с работы, избивает жену, которая тем не менее не уходит от него, уверенная, что такова женская доля, так и примеры женщин, отправляющих своего мужа на вторую или третью работу, потому что «хочу бриллианты и в Турцию, а иначе ты не мужик», притом её муж вполне согласен, что «настоящий мужик должен обеспечивать бабу». Россия в этом плане застряла между патриархатом и феминизмом «западного типа» — у нас имеют влияние и те, и другие установки, часто смешивающиеся в сознании людей. Отсюда и явление меркантильных женщин, который всей душой за равенство, но «обеспечивать должен мужик». Отсюда же и убеждение, что «дело женщины — кухня и семья, так решила природа», даже у людей, хорошо знакомых с женщинами, весьма успешными в профессиональной сфере.

Такое разнообразие ситуаций и порождает разнообразие буржуазных идеологий — и буржуазные феминистки, и мужское движение из комплекса проблем вырывают только одну сторону, связанную с тем, что невыгодно одному полу, и всячески раздувают её, одновременно замалчивая другую сторону современной ситуации.

Привилегии

Постоянный спор о «женских» и «мужских» привилегиях — порождение того факта, что современное российское общество — это капитализм, для своего идеологического прикрытия выбравший всякого рода патриархальщину, однако во многом несущий на себя достижения и советского времени, и влияние западного капитализма.
Есть ли у женщин привилегии в современном российском государстве?

Необходимо признать, что есть. А именно:

1) в армии, которая остается в России призывной, принудительно служат только мужчины;

2) по уголовному законодательству для женщин предусмотрены более мягкие наказания, по сравнению с мужчинами;

3) пенсионный возраст у женщин ниже, чем у мужчин;

4) семейный кодекс РФ. При разводе дети, как правило, остаются с женщиной, даже если мужчина готов воспитывать их без бывшей жены;

5) наконец, в сфере бытовой культуры, предрассудков, воспроизводящихся из поколения в поколение в современном российском мещанстве, у мужчины остается роль «добытчика». Именно он ответственен за материальное благосостояние семьи. В результате, при том, что рыночной идеологией пропитано большинство людей, независимо от пола, читатель вряд ли вспомнит среди своих знакомых много примеров мужчины, мечтающего о жене с большой зарплатой, «крутой машиной» и публично высказывающего эту мечту. Тогда как среди современных российских женщин подобные «критерии» выбора партнера весьма распространены.

Есть ли у мужчин привилегии в современном российском государстве? Есть.

1. Зарплата женщин в России в среднем на 30% ниже зарплаты мужчин. Причины этого различны: женская рабочая сила концентрируется в низкооплачиваемых отраслях, женщины, согласно стереотипам, «менее работоспособны», а кроме того, уходят в декретный отпуск;

«Российская женщина легче соглашается на более низкий уровень дохода и худшие условия труда, поскольку у неё есть семейные обязательства, она чувствует ответственность не только за работу, но и за остальные сферы жизни, на которые нужно потратить время, констатируют эксперты. «У нас силен стереотип, что мужчина – кормилец семьи, а доход женщины не является в семье основным, поэтому самооценка и зарплата у женщины низкие», — пишут «Ведомости», и с этим, на наш взгляд, можно согласиться.(9)

Не может не броситься в глаза взаимосвязь данной ситуации с меркантильностью женщин в нашем обществе. С детства женщине вдалбливается в СМИ, популярной культуре, очень часто и в семье: «твоё делать рожать и готовить, мужик должен обеспечивать». Это естественно следствие не «заговора женщин» или «заговора мужчин», а порождение экономических условий и идущей из прошлого культурной традиции, которая уже не вполне адекватна экономике развитого капитализма, однако изменения в надстройке всегда отстают от изменений в базисе. Вчерашняя сельская, крестьянская страна, в настоящий момент переживающая эпоху оголтелой реакции в политике и общественной жизни, воспроизводит патриархальщину в новой форме. Рожать сейчас не обязательно, готовить не столь трудно, как это было в прошлом, однако установка «мужик должен кормить» никуда не девалась и в рыночных условиях только получает новую подпитку.

При этом многие общественные стереотипы, закрепляющие «традиционные мужские и женские роли» и способствующие сохранению целого клубка болезней в сфере межполовых отношений в России, не будучи закреплены юридически, в то же время имеет место как культурная установка и выражаются в общественном давлении на людей, пытающихся «порвать шаблоны». В частности, давление производится на мужчин и женщин, которые не планируют заводить детей. Здесь ещё одна сложность современной эпохи, в том числе и в России: формально «все равны», реально же все существуют в определенной общественной среде, которая во многом нивелирует формальное равенство.

В результате многие женщины и впрямь согласны на более низкие зарплаты, так как решение своих материальных проблем видят в поиске «мужского кошелька». Свою лепту вносит и пренебрежительное отношение к женщинам со стороны работодателей: молодая бездетная женщина «угрожает» хозяину скорыми родами и уходом в декрет, женщина с маленьким ребёнком – постоянными больничными. Это дополнительный стимул для поддержания в обществе патриархального «идеала».

В итоге возникает ситуация, когда женщине есть что продать, кроме своих профессиональных навыков, и многие активно этим пользуются, продаваясь не только как работник капиталистического производства, но и как член семьи, способный оказывать услуги по домашней работе и секс-обслуживанию супруга. В силу незавершенной эмансипации женщин, наиболее тяжелые виды труда ложатся в основном на мужчин. Возникает дисбаланс, стихийное «разделение труда», когда при формальном равенстве полов на плечи мужчин ложится самое трудное в капитализме и основное — добыча денег, а на долю женщин — рождение/воспитание детей.

Таким образом женщина, выполняет работу, не включенную в капиталистический рынок, и формально выступает в семейном бюджете только как потребитель. Тип женщины, сидящей на шее мужчины, получает в общественном мнении поддержку и подпитку (жить за счёт другого в капиталистическом обществе, в отличие от социалистического – не повод стыдиться, а повод для гордости), входит в культуру, капиталистический брак — по определению проституция, соответственно, и пропаганда идёт в том ключе, что женщине надо «удачно продаться». Получается невеселая «диалектика» зависимого положения женщины и в то же время возможность использовать это зависимое положение для паразитизма. Раб, желающий обладать своими рабами, – явление нередкое.

2. Момент, прямо связанный с предыдущим — целый ряд выскооплачиваемых профессий, связанных с вредными условиями труда, для женщин закрыты. (10)

Должны ли быть такие ограничения вообще — вопрос дискуссионный, однако в настоящее время данное положение органично входит в общественную мораль, направленную на поддержание традиционных гендерных ролей, то есть в конечном счёте на ту же самую ситуацию: тяжелая работа — дело мужчины, дело женщины — кухня и дети.

Здесь мы видим и пример того, каким образом в настоящий момент привилегии мужчины и преимущества в положении женщины порой являются двумя сторонами одной медали. Запрет на профессии приводит к более низким доходам женщин, но одновременно, менее «выгорая» на относительно более легких работах, женщины живут в среднем заметно дольше мужчин. Естественно, это не единственная причина разницы в продолжительности жизни, но одна из наиболее важных, тем более, что и большая подверженность мужчин курению и пьянству также связана с большей нагрузкой на них в процессе производства.

3. Вся система буржуазных СМИ насаждает отношение к женщине как к товару, как к придатку мужчины. Эротическая макулатура, порнокультура — все это выставляет на продажу женское тело, — так же, как и индустрия проституции. Если к мужской проституции отношение в обществе негативное, то к женской — во многом вполне «толерантное», в том числе и у значительной части женщин. Также как женщины ищут «богатого мужика», мужчины разыскивают «бабу с ногами от ушей». По сути, это зеркальные явления. Женщине нужен кошелек для удовлетворения своих потребностей, а мужчине — удовлетворение сексуальной потребности плюс возможность хвастаться перед друзьями тем, что «склеил классную бабу».

4. В условиях клерикализации общества, когда буржуазная власть нашла в религиозных организациях, в первую очередь — в Русской православной церкви, структуру, которая во многом определяет современную российскую государственную идеологию, ставится под вопрос ряд прав женщины, завоёванных в СССР. Особенно это касается права на аборт — из «природного женского предназначения» естественно выводится обязанность «рожать много детей». Женщина, связывающая свою жизнь с карьерой, с наукой, и не испытывающая восторгов по поводу «семейных ценностей», выставляется как «эгоистка», «полоумная феминистка», «результат занесения западной заразы в православную страну». Конечно, многие женщины абсолютно равнодушны к такой пропаганде, однако она имеет влияние на часть российских семей и подрастающее поколение.

Мракобесие, апеллирующее к святой старине, может очень хорошо сосуществовать в обществе с пропагандой порнографических мерзостей и фактической легализацией проституции. Здесь РФ и впрямь достойный наследник Российской империи с клерикализацией и «желтобилетницами».

Таким образом, мы видим очень запутанную картину. Ведь надо понимать, что ситуация с привилегиями и дискриминациями ещё и весьма различна по регионам России — зачастую Москва, глубинка, например, в Тверской области и Кавказ представляют собой очень разные картины взаимоотношений между полами. Чем дальше от столиц, крупных городов и секулярной общественной среды — тем меньше «феминизма» и больше патриархата.

Естественно, скажем, в республиках Кавказа, где сексизм и антиженские стереотипы мало чем отличаются от ситуации вековой – двухвековой давности, даже буржуазные формы феминизма являются относительно прогрессивными. Необходимо понимать разницу условий в пределах России и диалектически подходить к тем или иным инициативам и движениям, направленным на достижение равноправия.

Основные тезисы современных коммунистов по женскому вопросу

Разрабатывая современный марксистский взгляд на вопрос положения женщины в обществе, проблемы семьи и брака, коммунисты не могут не вспомнить имеющийся в их распоряжении опыт попыток решить эти вопросы в социалистических государствах XX столетия.

В революционном движении XIX – начала XX века выдвинулось ряд ярких женщин-политиков, руководителей рабочего класса, сделавших многое для борьбы за новое общество. Притом, что сексизм, пренебрежительное отношение к женщинам в ту эпоху разделялся большинством мужчин, в том числе и рабочими. Многие профсоюзы не принимали в свои ряды женщин и требовали вообще запретить женский труд, как противоречащий «природному предназначению слабого пола». Тем не менее, лучшая часть женщин, шедших в политику для борьбы с существовавшим угнетением, не замыкались в ненависти к мужчинам, что мы часто наблюдаем сейчас, а пропагандировала объединение мужчин и женщин в борьбе за коммунизм. Такие женщины, как Александра Коллонтай, Роза Люксембург, Клара Цеткин, Надежда Крупская, Розалия Землячка внесли немалый вклад в вовлечение женщин в политические действия рабочего класса и в успехи революционного движения в целом, в первую очередь — в Октябрьскую социалистическую революцию в России, создавшую реальные условия для практического осуществления основанной на науке марксистской теории, в том числе и в сфере межполовых отношений.

В возникшем в результате победы революции СССР важные шаги по пути к отмиранию семьи были сделаны уже в первый период его существования. Прекращение пропаганды «святости брачных уз», свобода для разводов и абортов, столовые, фабрики-кухни, ясли, детские сады — все это значительно видоизменило семью, некоторые её функции начали выполнять общественные структуры. Женщины были в значительной мере освобождены от домашнего труда, получили возможность совмещать воспитание детей с участием в производстве и общественной жизни. Это явилось важнейшей вехой в достижении не декларируемого, а фактического равноправия полов.

Одновременно известно и отрицательное отношение большевиков к беспорядочным половым связям и вообще безответственности в вопросах межполовых взаимоотношений, которая была порой свойственна молодежи 1920-х годов. Знаменитая «теория стакана воды» осуждалась на государственном уровне, подчеркивалось, что свободная любовь означает ответственность за партнера, учёт его пожеланий и чувств. (11)

Как и во многих других сферах, движение к коммунизму в области семьи и брака было заторможено объективными причинами — поражениями попыток социалистических революций везде, кроме СССР. В обстановке, когда стране необходимо было выжить, сохранить уже достигнутое, неизбежным стал некоторый откат назад, опиравшийся на крестьянские, не порвавшие с патриархальными семейными отношениями массы. Естественно, основные достижения были сохранены — женщины получили равенство в браке и доступ практически ко всем сферам жизни и деятельности советского человека. Однако на смену «борьбе с буржуазно-семейным началом» пришёл тезис о семье как ячейке социалистического общества. Вопрос отмирания семьи во многом из области актуальной политики перешёл в область футурологии, предполагалось, что это произойдет когда-то в будущем, но конкретные механизмы практически не описывались.

В дальнейшем, в послесталинский период существования СССР партийное руководство, опираясь на мелкобуржуазно настроенные массы, только закрепило советскую семью в её тогдашней форме, во многих случаях содержавшей остатки патриархальных представлений, которые затем нарастали по мере идейного загнивания КПСС, роста атомизации общества. Проблема не была решена, и после реставрации капитализма, как отмечалось выше, расцвела «буйным цветом».

Что же могут предложить сегодняшние коммунисты в плане формирования пролетарского взгляда на «женский вопрос» и вопрос взаимоотношения полов вообще? В чём состоит марксистский феминизм в России начала XXI века?

Любое пренебрежительное отношение ко всем женщинам, или всем мужчинам несовместимо с задачей объединения всех слоев пролетариата в борьбе за социализм. А потому — несовместимо и с коммунистической моралью и не должно быть терпимым в коммунистической организации. Коммунисты даже самими товарищескими взаимоотношениями между собой должны быть примером настоящих, достойных человека отношений, в том числе и между полами, быть своего рода «агентами будущего в настоящем».

Коммунисты однозначно негативно относятся к проституции. Продажа своего тела — одна из наиболее отвратительных, антисоциальных гримас капитализма. Марксисты не могут поддерживать движение за легализацию проституции (что делают некоторые левые как на Западе, так и в России), и выступают за безусловный запрет её после установления диктатуры пролетариата. Именно тем, что брак при капитализме во многих случаях — узаконенная форма проституции, когда главным мотивом является заполучить толстый кошелёк/красивую вещь, и обосновывается негативное отношение коммунистов к современному браку. Коммунисты признают исключительно союзы, основанные на взаимной симпатии, лишенной материального расчёта, все остальные основания для создания семьи считая порождением господства буржуазной идеологии в обществе.

Семья — экономическая ячейка общества, которая сегодня служит выживанию людей. Помощь родственников — незаменима зачастую, для того чтобы обеспечить приемлемый уровень жизни, вырастить детей. В этом плане семья отомрёт при коммунизме, а не в результате «всеобщего разврата и отмены любых обязательств», как думают реакционеры и, к сожалению, некоторые революционеры. Останутся лишь свободные союзы людей, которым приятно жить или просто проводить свободное от работы время друг с другом.

Уничтожение господства в обществе рыночных отношений, прекращения существования частной собственности с восприятием её как самой главной ценности логично приведет к кардинальным изменениям в плане понятия о том, каким должен быть партнер/супруг. Интеллектуальные и моральные качества, научные и общественные интересы, наконец, свойства характера — все эти критерии, очищенные от экономических вопросов, станут основной опорой в отношениях людей будущего общества.

Одной из важных черт коммунистической гендерной политики должно стать принижение роли сексуальной составляющей, которая не может быть на первом месте в паре со здоровыми, учитывающими потребности общества, строящего коммунизм, отношениями. У пары, живущей насыщенной трудовыми и научными свершениями, эстетическими впечатлениями, жизнью, секс никогда не будет на первом месте. И не потому что «секс — это что-то плохое», а потому, что есть множество увлекательных занятий помимо него.

Отсутствие рынка, постоянной погони за прибылью приведёт и к отмиранию отношения к партнеру как собственности. Общество обязано воспитывать ответственное отношение к близкому человеку — без обманов, но и без трагедий, в случаях, когда привязанность по каким-то причинам исчезает у одного из партнеров. В здоровом обществе неудачи в личной жизни будут переживаться менее болезненно, вследствие товарищеских отношений между людьми — легче будет найти замену потерянному партнеру, так как имущественный ценз исчезнет, да и институты психологической помощи получат большее развитие, нежели сейчас. Отмирание собственнической психологии приведет и к исчезновению презрительного отношения к «брошенному мужику/брошенной женщине», потому что близкие связи перестанут быть «престижным товаром», каким они являются в эксплуататорском обществе. Это путь постепенного отмирания конфликтов и суицидов на почве ревности.

Основанный на искренних чувствах союз не будет ареной войны по вопросам домашней работы, ухода за детьми и т.д. Любящие друг друга люди всегда договорятся, кому мыть посуду и чистить ковер. Современная техника и та, которая появится в ближайшем будущем, максимально упрощает всю подобную деятельность.

Коммунисты поддерживают и будут поддерживать борьбу за специфически женские или мужские права, в тех случаях, когда вопрос затрагивает интересы широких пролетарских масс. В случае женщин это, к примеру, право на аборт, в случае мужчин – право не служить в армии буржуазного государства, а также право на человеческое существование для тех, кто все же там оказался. В таких вопросах коммунисты могут поддержать и различные инициативы некоммунистических движений, например, организаций буржуазного феминизма.

Но, как и во всех других сферах, задача марксистов в области межполовых отношений – формулировать и пропагандировать общепролетарскую программу действий, бескомпромиссно противостоять всем, кто пытается вбить клин между различными категориями трудящихся, в какие бы современные или даже «прогрессивные» формы не рядились такие попытки.

И у женщин и у мужчин в конечном итоге есть самое главное право – право покончить с отжившей эксплуататорской формацией и строить жизнь, достойную современного человека.

В. Сарматов

(1) А. Коллонтай. «Отношения между полами и классовая борьба»

(2) А. Коллонтай. Введение к книге «Социальные основы женского вопроса»

(3)Буржуазная феминистка против 8 марта. http://iwia.livejournal.com/288527.html

(4)Радикальный феминизм http://womenation.livejournal.com/74089.html?page=1

(5) См. например: Моник Виттиг. Женщиной не рождаются. http://alg-archive.narod.ru/st/vittig3.html

(6)Пропаганда домашнего насилия. Анализ для всех. http://scepsis.net/library/id_3668.html

(7)Заповеди ведической жены http://pravotnosheniya.info/Zapovedi-vedicheskoy-zheni-1503.html

(8)24-25 сентября 2015 года в г. Санкт-Петербурге в Таврическом Дворце состоялся Евразийский женский форум http://politwomen.ru/news/evrazijskij_zhenskij_forum/

(9)Российским женщинам платят на 30% меньше, чем мужчинам. http://www.vedomosti.ru/management/articles/2015/11/24/618007-rossiiskim-zhenschinam-platyat-30-menshe-chem-muzhchinam

(10)Список запрещенных для женщин профессий http://www.rb.ru/inform/155317.html

(11)А. Луначарский. О быте: молодежь и «теория стакана воды». http://allk.ru/book/229/2262.html


ДЕКАБРЬ 31, 2015 Газета коммунистическая http://compaper.info/?p=6596#more-6596
Tags: Что делать?
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 16 comments