mmikhailm (mmikhailm) wrote,
mmikhailm
mmikhailm

О марксистском самовоспитании ( 2 )

Великие учёные и революционеры представляли собой такие личности, содержание результатов общественных отношений которых живёт в веках. Их биологические оболочки давно погибли, но их личности сохраняют своё своеобразное бытие в общественных отношениях, в духовной культуре человечества. И нет сомнений, что личности Маркса, Энгельса, Ленина и Сталина и сегодня оказывают на ход мировой истории куда большее влияние, чем все народно-избранные парламентарии и президенты вместе взятые.



Так, повышение качества личности означает не что иное, как доведение соответствия результатов общественных отношений индивида до объективной необходимости развития общественного бытия. Исторические примеры таких высококачественных личностей-учёных показывают нечто общее: образцы добросовестности, компетентности и умственного трудолюбия в областях исследований.

Следовательно, мы имеем примеры того же самого влияния личности в истории, как и в случае с великими революционерами, в том числе классиками марксизма, однако в узкой сфере естественных наук.

Из данных выше понятий общества и личности следует заключить, что весьма распространённые поиски того самого «комфорта», составляющие содержание личности, есть не что иное, как форма самого посредственного приспособления под господствующие порядки. Господство обывательского в этом смысле типа личности, конечно, объяснимо, ведь каждый пролетарий зажат в тиски рыночных «прелестей», из последних сил старается выжить, прокормить семью, отбиться от наваливающихся проблем. Стремление к комфорту становится как бы вполне естественным и совершенно обоснованным. Проблема в этом ключе заключается в том самом тлетворном влиянии такого бытия на конфигурацию личности человека. История показывает, что многие великие учёные и все великие революционеры проходили самые изощрённые земные мытарства, но не утрачивали своего призвания. Значит, первым условием становления личности является постановка цели развития личности и твёрдое проведение её в практике.

Некоторые могут выразить сомнение, что великие люди - сильные, волевые, несгибаемые, а большинство - слабые и очень слабые, - чего же тут удивляться, что одних невзгоды превращают в богобоязненных обывателей, а других - укрепляют в решимости изменить мир? Педагогический опыт Макаренко показывает, что «даже из людей третьего сорта, последнего сорта, из тех людей, которых на Западе сваливают на свалку нищеты, огромной смертности и каторжного фабричного детского труда, могут получиться и получаются образцовые, настоящие советские люди, я бы даже сказал, - большевистские коллективы» [ Выступление на заводе «Шарикоподшипник» 2]. Иными словами, воспитательный процесс в широком смысле может изменить любого человека, теоретически любого можно перевоспитать, в том числе и перековать слабого в сильного. Строго говоря, понятие об абсолютной неисправимости человека противоречит основному свойству сознания - отражать объективную действительность, ведь с повышением качества отражения преобразуется мировоззрение, а значит, и личность человека. Однако далеко не все, даже вполне удачные, экземпляры людей поддаются воспитанию, даже в советских условиях такими мастерами, как Макаренко. Это, в свою очередь, доказывает важное, если не решающее, значение самостоятельной внутренней работы человека, основанной на целеполагании.

Опыт говорит, что люди, по уши увязшие в обывательщине или, например, в оппортунизме, либо сознательно отказывают себе в повышении качества мировоззрения, либо создают такой порядок теоретической и практической деятельности, который изолирует их миропонимание от неудобных фактов, выводов, истин. Журнал «Прорыв» несколько раз подчёркивал глубокую связь оппортунизма и невежества (см., например, статьи «О некоторых методологических проблемах анализа природы оппортунизма» статья 1997 г., Лбов А. «Троцкизм как плата за невежество»3). Участники многочисленных дискуссий в левой среде не раз подмечали такие аспекты полемики оппортунистов, как непонимание или превратное, извращённое толкование прочитанного текста, увиливание от неудобных вопросов, подтасовка и игнорирование фактов, передёргивание и пренебрежение позицией оппонента и т. п., короче говоря, недобросовестное отношение к предмету дискуссии. В конечном счёте, и обыватель, и оппортунист руководствуются всем, чем угодно, но только не задачами выработки объективной истины.

Наблюдая оппортунистическое поведение, можно сделать выводы о том, ростки каких приёмчиков необходимо выкорчёвывать сразу, как только они дают о себе знать. Это в первую очередь ложь, преувеличение, передёргивание, выгораживание, самооправдание, оригинальничание и другое недобросовестное поведение. Большевизм как мировоззрение требует правдивости, точности, ясности, чёткости, наступательности, беспристрастности.

Многие интуитивные сторонники коммунизма совершенно не обращают внимания ни на черты своей личности, ни на привычки, которые бы позволяли блокировать спекулятивное мышление, и, напротив, утверждать добросовестное. Для абсолютного большинства левых считается достаточным признавать лозунги марксизма в полном отрыве от содержания своей личности. Ясно, что низкокачественные личности в таком случае оказываются и неспособными к тщательному, добросовестному изучению марксизма как монолитной науки и извращают отдельные положения марксизма в угоду оппортунизму или по недомыслию.

Не подлежит сомнению, что опыт спекулятивного мышления и эпизоды оппортунистичности поведения, оставшиеся без последствий, накапливаются в человеке и со временем возводится в привычку, создают известную черту характера, образ поведения и мышления. Хронические оппортунисты по мелочам, в какой-то момент утрачивают объективный взгляд на себя и впадают в неправильную оценку своего мировоззрения и превращаются в закоренелых троцкистов.

Кое-какая учёность или даже начитанность в некоторых людях рождает спесь и чванство, т.е. высокомерие, самовлюблённость, зазнайство и хамство по отношению к ближним. Это своего рода обывательский индивидуализм, но проявляющий себя на почве некоторого объективного или даже мнимого возвышения чвана над «массой». То же и с властолюбцами, стремящимися завладеть формально-юридическими полномочиями и чинодральствовать. Чванство является органической чертой личности оппортуниста, карьериста, двурушника. Чванливость, разумеется, препятствует осуществлению объективных суждений и делает невозможным утверждение неспекулятивного мышления.

Кроме того, отдельно следует отметить, что история эксплуататорских классов доказывает несовместимость паразитизма и развития личности. Классики марксизма подчёркивали, что народ, порабощающий другие народы, лишь куёт собственные цепи. Здесь имеется в виду, что массы, получая долю от ограбления слабого народа, сами развращаются и тем самым удаляют перспективу собственного освобождения. Так же социальный паразитизм отдельных людей исключает развитие личности, атрофирует совесть.

Дело в том, что каждая личность многогранна, качественно разностороння и, следовательно, потенциально способна умножать формы отношений в обществе, обогащать своей деятельностью общий фонд человеческих достижений. Однако раскрытие свойств личности насильственно ограничено эксплуатацией, сужением функционала трудящегося человека в угоду классового господства кучки эксплуататоров. При этом сами «господа», в силу той же эксплуатации, утрачивают мотивацию трудиться, всё больше и больше погружаются в пучину праздности, образуют специфические общественные отношения паразитов, основанные на убогом круге социальных ролей. В итоге они морально и физиологически вырождаются, примером чему является и биологический упадок династий различных габсбургов, и знаменитый психический недуг русского дворянства - хандра, и «футболизм» абрамовичей, и «яхтизм» усмановых, и свадьбы гуцериевых, и «шкодничество» всевозможных гришек мамуриных. Отношение предпринимателя к обществу ограничено эксплуатацией, а все помыслы вращаются вокруг прибыли, то есть в предпринимательской душе нет ничего, кроме примитивного желания узурпировать все материальные и духовные богатства человечества, т. е. алчной зависти. Иными словами, каждый предприниматель - «бессовестная тварь!» (Эзоп, «Собака на сене»).

Проблема порчи людей, социального обрезания, деформации, недоразвития личности является проблемой перехода от классового общества к бесклассовому. Общественно-экономические условия и сумма неправильных, по большей части намеренных, влияний на человека рождает личностных уродцев, мещан и подлецов. Здоровая струя личностного воспитания в капитализме кроется, во-первых, в добросовестном научном познании действительности, во-вторых, в естественном сопротивлении капиталистическому бытию, в-третьих, во влиянии сильных культурно-развитых личностей-носителей антибуржуазного сознания. В свое время классики марксизма факторами воспитания здоровых личностей в пролетарской среде называли отсутствие у рабочих частной собственности, пролетарский цеховой дух и коллективизм, рождённые общим сволочизмом жизни и экономическим сопротивлением ради физического выживания. В настоящее время эти факторы, по крайней мере, в нашей стране, в значительной степени утратили актуальность, буржуазией была выработана система весьма эффективных и даже изощрённых контрмер.

Короче говоря, оппортунистичность (приспособленчество) и дух предпринимательства (паразитизм) препятствуют воспитанию коммуниста по структуре и свойствам личности, по целям её воплощения. Эти социально-психологические инфекции должны быть вылечены и профилактированы.

Можно сказать, что марксистское самовоспитание должно начинаться именно с постановки цели преобразования своей личности. Причём представляется, что важнее наладить правильный опыт, чем исправлять неправильный или посыпать голову пеплом.

Цель преобразования личности в целом теоретически выяснена в предыдущих публикациях. Она базируется на научном осознании необходимости коммунизма, а структура и свойства личности должны отвечать деятельности, наиболее соответствующей объективным требованиям бытия в конкретно-исторических условиях (см. публикации прорывцев о научном централизме).

Ковку собственной личности следует рассматривать как своего рода технологический процесс. Необходимо поставить цель, определить задачи, выработать средства и приниматься за дело, даже если в твоём населённом пункте нет ни одного товарища, чтобы поддержать.

Для начала вспомним, что значит быть марксистом в нашем понимании.

«Быть марксистом - это значит, по меньшей мере, во-первых, овладеть диалектическим методом мышления, т.е. стать диалектиком, во-вторых, последовательно применять этот метод при анализе и синтезе фактов истории производства материальных условий жизни общества, доводя исследование до открытия или, по меньшей мере, глубокого понимания объективных экономических законов, т.е. стать материалистом, в-третьих, научиться на практике управлять борьбой рабочего класса, руководствуясь требованиями объективных экономических законов, т.е. стать революционером-практиком.

Не овладев диалектическим мышлением, невозможно постичь смысл жизни в ее беспрерывной динамике, во всем многообразии форм ее проявления и развития, невозможно сколь-нибудь надежно воздействовать на происходящие процессы, поскольку диалектический метод, все еще непонятый и недооцененный основной массой человечества, является единственным научным методом, приводящим „механизм“ человеческого мышления и действия в полное соответствие с объективными законами развития природы и общества.

<…>

В настоящее время для того, чтобы стать коммунистом, необходимо овладеть не только марксизмом, но и ленинизмом.

В отличие от марксизма, который имел три источника своего возникновения, ленинизм имеет два источника: первый - теоретический, т.е. сам марксизм, и второй - практический опыт борьбы народников и трех русских революций эпохи капитализма, в которых гегемоном был пролетариат, сумевший самостоятельно найти новую форму диктатуры пролетариата - Советскую власть. Говоря словами Сталина, ленинизм - это марксизм, развитый Лениным применительно к эпохе империализма и пролетарских революций. Ленинизм есть первый абсолютно успешный опыт соединения революционной борьбы пролетарских масс с наивысшими достижениями человеческой мысли в области обществоведения.

Следующим выдающимся этапом развития коммунистического мировоззрения был сталинский этап. В свою очередь сталинизм есть марксизм-ленинизм эпохи победоносного строительства коммунистического общества в одной отдельно взятой стране, крушения классического колониального рабовладения буржуазных демократий и распространения коммунизма как мировой социальной системы» ( «Коммунизм против „кумунизьма“» 4).

Притом у революционера нет обособленной личной судьбы и личного пути и счастья, противопоставленных судьбе и счастью человечества. Это аксиома, с которой начинается всякое рассуждение о самовоспитании.

Ранее было сказано, что марксист обязан очистить свою личность от пристрастности, воспитать в себе лучший образец совести, быть к себе беспощадно критичным - и это будет предпосылка или условие его становления коммунистом. А главное: марксист обязан обогатить свою память всем интеллектуальным богатством, которое выработало человечество. Так выглядят объективные требования истории.

Не вызывает сомнений, что узкоспециальная тщательность и узкопредметная беспристрастность являются недостаточными факторами самовоспитания марксиста большевистского кроя. Охват здесь должен быть самый широкий. Вместе с тем, очевидно, что самотёк в любом деле приносит больше вреда, чем пользы, тем более в самовоспитании. Даже самая правильная партийная, самообразовательная, пропагандистская работа без детального продумывания, без выработки отношения, фиксации подходов, повторений опыта для образования привычки, короче - без налаживания дисциплины личности, не гарантирует правильного воспитания. Конечно, лучший воспитатель - это боевой коллектив с правильной тональностью, высоким товариществом и продуктивной общественно-политической практикой. Но и в таком случае, как известно, нужна кое-какая внутренняя работа личности. Однако воспитаться в правильных условиях - дело не такое хитрое, как самовоспитаться в душной повседневности современной капиталистической реакции. Самовоспитанные диаматики и должны составить костяк тех партийных коллективов, которые послужат мощным фактором роста числа настоящих, крепких марксистов.

Выше по тексту было предложено научное понятие личности в его объективном отношении с обществом. Личность - явление не менее материальное, чем биологическая оболочка человека, но что служит внутренней причиной развития личности, началом её самодвижения? Это совесть.

«Материалистическая диалектика личности, т.е. совесть, есть частный случай диаматики, порожденный противоположностью единичного и общего, индивидуальных и социальных ценностей в сознании человека, атавизма и человечности в потенциале каждой личности. Единство и борьба этих противоположностей и выступает в качестве внутренней причины развития личности, скачков в её состоянии и социальной роли» ( «Научный централизм как противоядие от оппортунистического перерождения партий с коммунистическими названиями» 5).

Стало быть, вопрос о совести есть не только главный вопрос членства в Партии Научного Централизма, но и главный вопрос повышения марксистского качества личности. Модель настоящего коммуниста большевистского типа есть самая совершенная модель человека вообще.

Кажется ясно, необходимо самопревращение в марксиста большевистского кроя. Но какие для этого необходимо вырабатывать черты характера, свойства личности (задачи), и как это делать (средство)?

Совесть есть диаматически наполненный самоконтроль, безжалостный суд над самим собой по научным критериям и истинам. Развитие совести и есть развитие свойств личности, которые обеспечивают диаматическое становление мировоззрения и соединение его с практикой. Обычно эти свойства описывают различными положительными качествами: честность, искренность, преданность делу и т. д., всё, что входит в понятие «добросовестность».

При этом в строении личности должна быть обеспечена не просто гегемония разума, а гегемония именно научного мировоззрения. Чувства, эмоции, темперамент должны играть служебную роль по отношению к интеллектуальному ядру личности, выраженному в виде этого мировоззрения. Основным способом переконфигурации строения личности, повышения качества мировоззрения и претворения его в практике является волевое начало человека. И если чувства должны стать стороной разума, слиться известным образом с мировоззрением, то волевой механизм необходимо преобразовать в дисциплинный аппарат, в способ реализации мировоззрения в практике внутренней жизни человека и, конечно, вовне - в его поступках.

В силу засоренности общественного сознания антинаучным идеологическим мусором многие не понимают или не признают, что всякая работа над собой есть своего рода насилие над личностью. Себя нужно полоть, как грядку, выпрямлять, как металлоконструкцию, отбраковывать, как дефекты сварных соединений. Но не в смысле «переработки» опыта, а в режиме настоящего времени, при выработке решений и поступков.

Краткая сталинская формула личности такова:

«Ясность цели, настойчивость в деле достижения цели и твёрдость характера, ломающая все и всякие препятствия»6.

Дисциплина с диаматической точки зрения представляет собой волевой аппарат личности, который выработан как система побудительных импульсов, наиболее отвечающая объективным требованиям. Грубо говоря, дисциплинированный человек - это такой человек, который делает так, как следует, тогда, когда следует, и доводит начатое до конца, несмотря на какие бы то ни было трудности и препятствия. И именно в форме диаматической дисциплины реализуется истинная свобода человека. Дисциплина моментально превращается в тупое послушание, если из-под неё выбито осознание необходимости, научно-теоретическая основание.

Установление дисциплины в личности человека - сложный процесс, успех которого во многом зависит от силы воли. Однако порядок роста дисциплины прямо связан с накоплением правильного дисциплинарного опыта, т. е. с повторением необходимых волевых импульсов. Средством для данной практики служит выработка привычки и даже системы привычек, как правило, обусловленных введением режима.

Режим является средством формирования дисциплины, но гораздо более общим, грубым и костным, чем привычка. Режим ведёт к прививанию привычек, к лучшей организации быта и работы, но только в случае, если он разумный и отвечает ситуации. Привычка же куда более универсальна, является основной клеточкой дисциплины.

В основе устойчивости привычки лежит чувство неловкости, дискомфорта в случае её нереализации. Выработка правильных привычек - ключевой вопрос самовоспитания.

Например, чтение классиков марксизма должно сделаться необходимым элементом быта, привычкой. В привычку должна войти также и черновая работа, как партийная, так и бытовая. Нет сомнений, что следует образовать привычку в виде нравственного требования высокого качества к работе и результату. И т.д.

По мере образования начальных привычек осуществляется усложнение, переход к более сложным привычкам.

Привычку отличает от принятого решения, во-первых, заготовленность действия, во-вторых, автоматизм принятия к исполнению, в-третьих, простота и повторяемость самого действия. Однако в форму привычки облачается и самая высокая деятельность человека. Так, привычка к умственной работе, привычка к самокритике, привычка к требовательности, привычка к ответственности и точности являются своего рода заготовленным подходом, пружиной, запускающей волевым импульсом соответствующую систему мыслительных операций.



Таким образом, целью марксистского самовоспитания является ковка настоящего марксиста большевистского типа, развитие единства диаматического мировоззрения и совести; средством - самодисциплина, а задачи можно свести к образованию системы привычек к борьбе на победу.

Август 2018

http://proriv.ru/articles.shtml/ivanov?samovospitanie


Tags: Что делать?, философия
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments