mmikhailm (mmikhailm) wrote,
mmikhailm
mmikhailm

ВЛАСТЬ И НАДСТРОЙКА

Диктатура буржуазии, т. е. власть капиталистов, представляет собой систему учреждений, главным образом принуждения, служащую для сохранения вседозволенности буржуазии, в первую очередь в реализации абсолютного закона капитализма — наживы. Власть есть УСЛОВИЕ реализации самых низменных моральных уродств буржуазии.

Власть есть форма отношений между людьми, когда одни из них могут силой принудить других действовать в ущерб собственным интересам.
Диктатура буржуазии — это НАДСТРОЕЧНАЯ часть капиталистического общества, УДЕРЖИВАЮЩАЯ буржуазные производственные отношения В РАМКАХ их эксплуататорской определённости. Иначе бы пролетарии при первом же трудовом конфликте расправились бы с владельцами средств производства.

Производственные отношения стали называться базисом в общественной жизни, потому что единственным способом поддержания их стабильности в интересах эксплуататорского класса являлось появление надстройки — особых политических учреждений и идеологий, которые силой оружия и силой одурманивания удерживали эксплуатируемые массы от расправы над вампирами-узурпаторами.

Формацией, в таком случае, как раз и называют диалектическое соединение известных производственных отношений (базиса) и соответствующих учреждений и идеологий (надстройки). Очевидно, что облик формации определяет способ соединения непосредственного производителя и других факторов производства, которые называют средствами производства (земля, орудия труда). Иными словами, как частные собственники принуждают трудится человека.

Категория «формация», как всякая гениальная научно-теоретическая абстракция, обоснованно освобождается от некоторой части содержания, не имеющего в данном конкретном случае принципиального значения. Эта категория принята для обозначения неотделимых друг от друга «пары сил» (базиса и надстройки), образующих и приводящих именно данную формацию в движение на отрезке её «исторической спирали» (от возникновения к исчезновению). Одна из этих сил объективная (текущие производственные отношения), другая — субъективная (политические, юридические взгляды, учреждения и отношения, наука, религия и иные мировоззренческие системы).

Важнейшим в учении марксизма о формации является именно то, что оно обнажает объективную экономическую базу, лежащую в основе, как раз не всех, а только господствующих юридических, политических отношений, религиозных взглядов и наглядно убеждает в том, что все современные глобальные мерзости рыночной «культуры» обусловлены не биологическими причинами, не «человеческой породой» вообще, как это пытаются показать адвокаты буржуазии, а именно капиталистическими производственными отношениями. Феодальному базису соответствуют феодальная правовая, политическая надстройка и феодальные формы общественного сознания. Капиталистическому базису соответствуют капиталистические формы надстройки и общественного сознания. Но это вовсе не означает, что в рамках данной формации не могут возникнуть идеи, организации и учреждения противоположные существующему базису или общие для всех формаций и, следовательно, всех базисов.

Невозможно, находясь в здравом уме, утверждать, что, например, философия марксизма является непосредственным продуктом капиталистического базиса, т.е. буржуазных производственных отношений. Пролетариат, потому веками и остается пролетариатом, что практически не способен (по некоторым объективным причинам) выработать свою философию. Верхом вульгарности было бы думать, что капиталистический базис, может непосредственно породить коммунистическую, т.е. бесклассовую философию. Непосредственно породить политику подавления одним классом всех остальных, буржуазный базис, несомненно, обязан, но породить коммунистическую теорию он не только не может, но и по звериному преследует всех тех, кто пытается это сделать.

Своеобразная реакционность базиса состоит в том, что экономические отношения субъектов качественно константны и их эволюция имеет, прежде всего, количественный характер, выраженный в росте, например, массы прибыли вплоть до монополистической. Капиталистические производственные отношения остаются капиталистическими даже на стадии империализма. Рабовладельческие отношения остаются рабовладельческими, пока жив последний раб, независимо от того, как (насильно или наемно) человек попал в систему эксплуататорских отношений. Измениться эти отношения сами не могут. Их можно лишь целенаправленно изменить, если развитие производительных сил общества (и, прежде всего, людей) достигнет достаточного уровня. Ликвидация базиса, т.е. устаревших производственных отношений и означает начало социальной революции. Окончательное утверждение новых производственных отношений, т.е. нового базиса, означает завершение социальной революции и начало собственной истории новой общественно-экономической формации.

Но объективно реакционна, начиная с момента созревания объективных предпосылок новой, более высокоразвитой формации, всегда именно надстройка.

Буржуазное государство на стадии государственного монополизма пытается охватить какие-то базисные элементы, но это объективно невозможно. Рынок, даже монопольный, частная капиталистическая собственность, экономические законы капитализма — противоположны осмысленному и рациональному влиянию из вне. Поэтому буржуазное государство — это институт НАДСТРОЙКИ.

Тогда как диктатура рабочего класса, соответственно, и государство диктатуры рабочего класса представляет собой уже не вполне власть и уже не вполне государство. И, таким образом, государство диктатуры рабочего класса охватывает НЕ ТОЛЬКО надстройку, но и отдельные элементы базиса. Именно диктатура рабочего класса (вся система власти) управляет общественным производством и воспитывает человека таким образом, чтобы культивировались новые производственные отношения коммунизма. Это и есть главный ПРОДУКТ побед в классовой борьбе с силами и традициями старого общества.

Если в эксплуататорских обществах мы видим противопоставление экономики и политики, политика обслуживает экономику, плетётся за ней, сознание подчиняется стихии экономических интересов, то на первой фазе коммунизма по крайней мере в тех элементах и явлениях, которые связаны с добровольным и осознанным подчинением деятельности объективным законам развития общества, политика перестаёт быть НАСИЛИЕМ, таким образом отмирает. А там, где она остаётся принуждением и насилием, она лишь обеспечивает возможность рационализации воспроизводства общества и жизни людей в целом. Коммунистическая политика характеризуется НЕ ВЫРАЖЕНИЕМ КЛАССОВЫХ ИНТЕРЕСОВ трудящихся, а научно обоснованными ЦЕЛЯМИ коммунистического строительства.

В записи использованы материалы журнала «Прорыв» (https://prorivists.org/thesaurus/#formation).




Tags: Что делать?
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 4 comments