Если современный человек хочет достичь адекватного понимания окружающих его условий, ему необходимо усвоить несколько порядков предельных обобщений, в которые органически впишется вся его жизненная практика. При знакомстве с основными природными и социальными законами практика подвергнется необходимому осмыслению: систематизации, анализу и синтезу.
В целях корректного и эффективного усвоения материала необходимо кратко, но поступательно и развернуто рассмотреть существо сознания: разума, духовности в развитии противоречий. Для читателя повествование будет выглядеть как калейдоскоп противоречий, которые творчески разрешаются при осмыслении практики жизни.
Сознание – это главный фактор человеческой жизнедеятельности. Сущность (=внутреннее содержание) человека заключается в основном проявлении сознания – преобразовании природы. Сознание всегда связано с конкретными знаниями об окружающей действительности. Ведущей внутренней силой сознания является неодолимое стремление к истине, т.е. адекватному отражению мира, постижению бесконечного многообразия его сущностей. При этом отражение действительности происходит путем отвлечения идеи от предмета отражения. Таким образом, противоречие мышления – это стремление к абсолютно точному отражению сущностей вселенной (практически копированию) путем перенесения в сознание априори упрощенных, отвлеченных моделей. Очевидно из человеческой продуктивной исторической практики, что ведущей стороной данного противоречия является стремление к познанию.
Отражение и антросоциопогенез
Сущность сознания возникла не на пустом месте и объясняется без божьего промысла. На определенном этапе развития материального мира из неживой материи возникает живая. Живая материя гораздо сложнее и способна к особым формам движения в виде реагирования на среду своего нахождения. Связь живой материи и неживой имеет универсальный характер условий обитания, а реакция живого организма, по сути, есть наложение свойств и характеристик одной формы материи (объектов внешней среды) на другую (организм). Противоречие между отпечатком среды на организме и реакцией является базовым в универсальном атрибуте отражения. Ведущей стороной противоречия является реакция, так как она предполагает возможность изменения условий среды. Реакция всегда происходит на конкретные условия среды.
Такого рода реагирование есть развитое всеобщее свойство материи к отражению, которое присуще в том числе неживой материи. Отражение на высокой ступени взаимопроникновения разных по сложности материальных систем друг в друга проявляется на всех уровнях развития живой материи и прямо связано с формами движения материи. От степени самоорганизации материи зависят формы её движения и соответствующий уровень отражения. Каждый более сложный уровень отражения включает в себя все предыдущие. Так, например, человек способен испытывать как физическую боль — простейшую реакцию раздражения нервных окончаний, так и высшие социальные чувства.
Форма и способ отражения напрямую проецируется из уровня самоорганизации материи. Обычно в прикладных науках простейшие формы отражения — раздражения, называют способностью к саморегуляции и приспособлению растительных и животных организмов в среде обитания. Высшая цель живой материи — самовыживаемость, таким образом, при постоянном воздействии условий все организмы подстраиваются под них, меняя себя. В той или иной степени, совокупность реагирования всей живой материи на неживую создает давление противодействия, которое стихийно меняет часть условий. Это хорошо наблюдать на примере животного мира, когда абиотические факторы, к примеру, химический состав воды или минеральный скелет почвы, постепенно изменяются под воздействием биомассы.
Все растительные организмы отражают условия своего существования исключительно в форме раздражимости. Причиной тому служит то, что растения привязаны к одному месту и определенным слабоизменяющимся условиям. В отличие от растений, любое животное активно передвигается, причем периодически качественно изменяет среду своего выживания. Такая возможность складывалась миллионами лет и сформировала целый ряд сложнейших аппаратов жизнедеятельности организма, таких как кровеносная система, пищеварение, дыхание, нервная деятельность. У высокоорганизованных организмов появляется спинной и головной мозг — главное средоточие качества нервной деятельности. В результате появляется рефлекторная форма отражения. В связи с динамикой жизнедеятельности отдельной живой особи, безусловно-рефлекторные факторы наследственности складываются из условно-рефлекторных факторов выживания в конкретных ситуациях. Противоречие безусловных рефлексов и условных рефлексов составляет суть наследственности стереотипных реакций. Ведущей стороной противоречия является условный рефлекс, который преодолевает старые безусловные, чтобы самому стать таковым в будущем. Условные рефлексы свойственны всем высшим животным.
Эффективным результатом такого отражения становится запоминание среды обитания и совокупности средств и путей к обеспечению устойчивого существования организма. Это намного сложнее растительного существования и значительно больше влияет на сами условия существования живого организма.
Условно-рефлекторные факторы стали почвой для появления самой совершенной, универсальной формы отражения – психической, в рамках которой появилась способность получать адекватные объективному миру мыслеобразы.
Психическая деятельность вырастает из запоминания. Запоминание, в первую очередь условий среды выживания, позволило животным существенно расширять ареал обитания и находить новые способы выживания. Запоминание породило противоречие с необходимостью нетипичной реакции. Ясно, что результатом стала возникшая свободная ориентация в окружающей среде, а значит, ведущей стороной противоречия является атипичная реакция или, иными словами, возможность принятия решений.
Психическое взаимодействие с окружающим миром формирует что-то вроде картотеки условных рефлексов на новом уровне развития – опыта жизнедеятельности особи.
Именно появление и развитие психической формы отражения у высших млекопитающих сделало их спустя 200 млн. лет господствующим классом среди всех эукариотов. Для этого понадобилось почти 4 млрд. лет жизни на Земле, причем за последний миллиард произошло 4-5 полных «перезагрузки» – глобальные катастрофы, в которых до 90% жизни погибало. Способность к высшей нервной деятельности дает невиданные возможности приспособления, которые обеспечили устойчивое развитие млекопитающих в целом.
Главным плодом психической деятельности стало, на первый взгляд, не очень значительное явление — коллективное жизнеобеспечение, или стадность. Но именно стадность дала возможность развиться ключевым навыкам для высочайших форм психической деятельности. Сообщество наиболее развитых животных – человекообразных гоминид, позволило совершить принципиальный скачок к новым возможностям отражения. Коллективное жизнеобеспечение является более продуктивной, более устойчивой формой, в первую очередь, наследования и передачи опыта сообщества от поколения к поколению. Вместе с тем оно исключает возможность выживания отдельных особей от сообщества. Тем самым, появляется сущностная черта будущего человеческого общества — коллективность.
Главную роль в превращении обезьяны в человека сыграл труд. Именно в сообществе человекообразных обезьян назрели все необходимые стартовые условия для преобразования природы, то есть такого способа присвоения ее благ (активного отражения-реагирования), в результате которого появлялся прибавочный продукт. В свою очередь, в процессе возникновения труда ключевую роль сыграла интенсификация коммуникации в сообществе гоминид. Технически процесс освоения новых способов коллективного взаимодействия с природой — создания орудий труда, был связан с развитием руки и, как следствие, прямохождением. Венцом всех условий для труда стало возникновение речи.
Так, главным существенным отличием на стадии антропосоциогенеза психической деятельности высших животных и предка человека является запоминание словесного выражения условий выживания. Слово — это первая высокая абстракция сознания.
Для того чтобы овладеть членораздельной речью, гоминидам было необходимо достаточное развитие голосовых связок, обусловленного освобождением грудной клетки от физического давления, которое являлось следствием хождения на четырех конечностях и лазанья по деревьям. Таким образом, развитие руки, прямохождения и речи – взаимозависимые, взаимосвязанные процессы становления человека.
Первым и величайшим достижением человеческого общества является план. Это идеальная форма психических видений результатов действий по отношению к условиям их приложения. Так появляется сознание.
Феномен мышления и трудовая деятельность
Всякое слово несет в себе идею, которая непременно отражает частичку объективной реальности, например, вещь, качество и свойство, взаимосвязи. В словах главным является понятийное наполнение речевой формы выражения мышления. Так, внешние условия существования человека воздействуют на комплекс его ощущений, нервная деятельность позволяет сформировать устойчивую картину реакций ощущений, а аппарат мышления усваивает ее, обрабатывает и способен к ее познанию. Усвоение и обработка происходит посредством деятельного коллективного взаимодействия со средой, то есть на основании постоянного взаимопроникновения общества и условий его существования. Таким образом, каждую отдельную вещь, каждое качество и свойство, каждую взаимосвязь вещей, общественное сознание в ходе коммуникации называет определенным словом. Процесс производства слов в обществе является перманентным и отражает само общественное общение и познание. Идея и слово противоположны друг другу, как содержание и форма. Ведущей стороной, конечно, является идея, которая приводит свою речевую форму во все более точное соответствие. В том числе так рождаются новые слова, когда более точное выражение сути идеи ведет к уточнению или замене слова.
Но мир состоит не из суммы вещей. Все вещи во вселенной взаимоопосредованы и тем или иным образом взаимосвязаны. Поэтому и человеческое мышление от разрозненной суммы идей логично приходит к связи идей — суждению. А затем, к нескольким последовательным суждениям, которые позволяют сделать вывод – умозаключение. Такие простые мыслительные процессы уже давно являются основой всякой умственной деятельности любого человека. Суждения возникли исключительно в ходе человеческой производственной практики и своим содержанием обращены к объективной действительности. Однако, как и всякая речевая форма не способна фотографически точно выразить мысль, как и мысль не способна фотографически точно выразить вещь, качество, свойство или взаимосвязь, так и умозаключение никогда не отражает точно что на что направлено. Более того, умозаключения способны принимать фантастические формы, так как умозаключения, в отличие от суждений, уже напрямую не связаны с рецепторно-нервной реакцией на отражаемый объект. Но это, с другой стороны, позволяет мышлению создавать действительные абстракции, а не примитивное отражение формы объекта посредством осязания и зрения, положения в пространстве – посредством зрения и вестибулярного аппарата, элементарного восприятия состава – посредством вкуса, запаха, зрения и осязания.
Мышление посредством умозаключения называют здравым смыслом. Такой вид мышления является наиболее примитивным, житейским и не способен на научное познание, в том числе законов мышления.
Мышление и членораздельная речь постепенно превратили посредством преобразования природы, вместе с развитием органов чувств, мозг человекообразной обезьяны в человеческий мозг. Из стада лазящих по деревьям гоминид возникло человеческое общество. Характерный признак, который отличает человека от обезьяны и всего животного мира в целом – труд. Преобразование природы – это вид ее изменения. Разница между теми изменениями, которые в природе (физической и химической формах материи) производит животный мир (биологическая форма материи) и человечество (социальная форма материи) в том, что животные производят изменения в природе только лишь в силу своего в ней нахождения, существования. Тогда как человек вносимыми в природу изменениями заставляет служить ее силы свои целям, то есть господствует над ней. Результатом этого господства является производственная деятельность — не простое присвоение природных благ, а их производство. Главным аспектом производственной деятельности является прибавочный продукт. Тогда как животные абсолютно зависят от условий своего существования: если условия улучшились, то воспроизводство расширяется, если ухудшились, то животные погибают, несмотря на все свои усилия. Человек свою адаптацию к условиям существования развил до уровня существенного изменения их посредством целенаправленного воздействия.
Сущность человеческого общества, между прочим, и в вечной противоположности природе, в том числе и в личности каждого конкретного человека.
Абстракция как главное оружие познания
Всякая мысль есть отвлечение сознания от реальной вещи (отражение) посредством ее переноса в мышление. Но органы чувств, как бы они не были развиты, способны передать только основные, как правило, физические и редко химические свойства вещей. Такие вещи объективного мира, которые не наблюдаемы человеком, в том числе, например, общественные отношения, вообще не получают прямого чувственного отражения в сознании. Для того чтобы мозг их зафиксировал, нужно как изобрести вспомогательные инструменты, так и развить аппарат мышления, в первую очередь в отношении абстрагирования. Это означает возможность отвлечения одних свойств предмета от всех остальных. Рациональная способность к абстрагированию, то есть без примешивания ничего инородного мысленным объектам или процессам, открыла возможность познать взаимосвязи и опосредованность объективных явлений действительности. Чем большее количество вещей рассматривать с точки зрения их взаимосвязи, тем ближе сознание подходит к базовым абстракциям мироустройства.
Всякое строение, внутренняя организация любых вещей отражается в мышлении в виде предельно общей абстракции «содержание». Содержание — это взаимодействие внутренних элементов вещи (единство противоположностей) с множеством воздействий внешней среды. Иными словами, это то, что отличает вещь от всего остального в бесконечной вселенной. Содержание возможно только как непрерывный процесс. Однако содержание не существует в мире само по себе. У содержания есть устойчивый способ существования или его внешнее выражение — форма. Содержание как противоположность внутренних и внешних связей всегда динамично. Форма как устойчивое выражение содержания всегда статична. Таким образом, содержание и форма противоположны друг другу, но существуют только в качестве единства. Как содержание немыслимо без формы, так и форма без содержания. Отсюда вытекает закон соответствия формы содержанию. Когда содержание постепенно изменяется, старая форма должна уступить место новой, которая соответствует изменившемуся содержанию. Значит, содержание всегда является ведущей стороной противоположности.
Любая конкретная вещь в своей неповторимости выражается предельно общей категорией «единичное». Единичное существует только в одном экземпляре в пространстве, времени и абсолютно неповторимо. Нет одинаковых планет, стран, людей, мыслей, эпох, секунд, молекул, атомов, фотонов и всего остального. Вместе с тем, в единичном всегда есть общие черты, признаки с другим множеством единичного. Их выражает предельная категория «общее». Общее объединяет множество единичного и не существует без него, проявляется только в единичном. Особое проявление общего в единичном принято называть категорией «особенное» – это промежуточное звено между единичным и общим. Особенное всегда подвижно и относительно. Это абстракция над абстракциями. Так, если конкретное яблоко – единичное, то яблоко «вообще» – общее, значит, сорт яблока будет особенным. Если яблоко «вообще» – единичное, то фрукты – общее, значит, плод дерева – особенное. И так далее. Единичное и общее противоположны, а особенное есть выражение данной противоположности. Ведущей стороной является единичное.
Совокупность единичного, особенного, общего называют всеобщим. Философия — это наука о всеобщем.
Использование категорий: «единичное», «особенное», «общее», «всеобщее» – в отрыве от конкретных вещей, от исследования объективного мира недопустимо и ведет к волюнтаристским мистификациям и идеализму.
Поскольку всякий процесс есть взаимодействие разных вещей, существуют противоположные предельно общие категории: «часть» и «целое». Они противоположны, взаимосвязаны и ни одно из них не обладает абсолютной первичностью.
Оперирование абстракциями при исследовании объективного мира позволяет его познавать. Всякое внутреннее содержание вещи, процесса, отношения называется «сущность». Всякое выражение сущности для сознания называется «явление». Сущность и явление всегда противоположны, в этом выражается основная специфика реагирования сознания на сущности — осмысленное отражение. Таким образом, познание — это движение от явления к сущности. От сущности первого порядка к сущности второго, третьего и т. д.
Материализм и идеализм
Источником идеализма является вынужденный перекос в отражении сознания в сторону отрыва мышления от предмета познания и объективной окружающей действительности. Данный перекос имеет как философскую, так и социальную природу. В доклассовом обществе отсутствовали условия для развития абстрактного мышления достаточного для возникновения идеализма. Как только такие условия появились, в силу характера общественных отношений классового общества, сформировался общественный закон, по которому всякая мистификация общественного и природного устройства и всякая узурпация истины является надежным фундаментом укрепления господства экономически привилегированного класса. Причина такой кровной заинтересованности рабовладельцев, феодалов и предпринимателей в разного рода религиях, мистицизмах, солипсизмах, агностицизмах, обывательщинах, позитивизмах, феноменологиях, экзистенциализмах и т.д. кроется в том, чтобы скрыть от эксплуатируемых масс их реальное положение и объективную перспективу его изменения. Особенно это касается научно обоснованной деятельности в области социального творчества.
Материализм — это вид мировоззрения, при котором при рассмотрении объективного мира он берется как есть, без добавления любых идей.
Проблема борьбы материализма и идеализма, как и вопрос о познаваемости мира, была давно разрешена в философии применением критерия практики. Если материалистическая наука позволяет целенаправленно изменять объективную действительность, значит она познаваема, а для ее познания не требуется никаких сверхприродных идей. Это и есть ответ на основной вопрос философии.
И. Грано
http://communist-ml.ru/archives/13430