mmikhailm (mmikhailm) wrote,
mmikhailm
mmikhailm

Category:

Революция и решение социальных проблем

http://communist-ml.ru/archives/20257





С научной точки зрения революция — это скачок в развитии от старого к новому, который совершается путём обогащения старого его отрицанием. Таким образом, революция представляет собой всю эпоху трансформации общества от его классового состояния к коммунизму, а не взятие власти или даже строительство социалистической экономики и т. п. Но большинство людей превратно сужает понятие о революции актом вооруженного захвата власти, тогда как, по выражению Ленина, взятие власти — это самый простой из необходимых этапов революции. Аналогичным образом упрощается и целеполагание революции, и вместо реальных целей, продиктованных коренными интересами пролетариата, его всемирно-исторической ролью, узколобо подставляются цели повседневные, сплошь измельченные до классовой неузнаваемости и вредные для борьбы за строительство коммунизма..

С точки зрения коммунистической пропаганды доказательство того тезиса, что всякое улучшение экономического положения пролетариата при капитализме обязательно ведёт к его дальнейшему ухудшению из-за того, что все командные высоты и инструменты управления сосредоточены в руках государственной власти предпринимателей, само по себе гораздо более революционно, чем всякие предвыборные декларации, основанные на ленивой вере в то, что пущенный в урну бюллетень принесет лишний свободный час в будни. Или по крайней мере спокойствие совести, что «было сделано всё, что в моих силах».

Итак, первое и, пожалуй, самое важное, с чего стоит начинать постановку вопроса о язвах современного общества — это взятие власти рабочим классом, т. е. с социалистической революции в обыкновенном политическом обиходе. Всякие попытки «протащить» социальные проблемы в обход революции, замолчать или заболтать революцию являются не чем иным, как прямым отходом от классового подхода. Поскольку единство общественного организма империализма представляет собой единство противоположных классов, постольку невозможно научно рассматривать ни одно общественное явление, которое является лишь частным проявлением общества как целого, без нахождения в нем источника самодвижения — противоположности классовых интересов..

Для наглядности и разнообразия возьмем другой более простой пример — нация. Эта общность проявляет себя как общность самосознания на базе устойчивых хозяйственных связей, противоположная по своей культурной определенности другим общностям в первую очередь в силу совокупности следующих признаков: общность языка, территории и психологического склада. Классовый интерес буржуазии в складывании, развитии и всяческом пестовании такой общности очевиден и заключается в национальном оформлении буржуазного государства и идеологии объединения народа под своей властью, в том числе в целях экспансии. Классовый интерес пролетариата обнаружится, только если признать факт того, что всякая буржуазная нация — это огромное большинство народа, которое фактически подчинено воле горстки предпринимателей-магнатов. Свергнуть их власть и преобразовать нацию из буржуазной в социалистическую, что по сути означает постепенно отказываться от национальной обособленности, делать нацию интернациональной и т. п.

Таким образом, ясно установлено, что без классового подхода научно поставить вопрос о сущности общественного явления невозможно. Также очевидно, что всякая научно-правильно поставленная социальная проблема, поскольку является порождением классовой борьбы, не может иметь никакого разрешения в рамках империализма. Возьмем сплошь и рядом даже мелкие проблемы и нет для них никакого решения без того, чтобы в той или иной области ограничить действие общественных отношений частной собственности. А сделать это при власти империалистов решительно невозможно — на страже вооруженное до зубов государство и его сатрапы, с разросшейся как великий баньян системой права.

Следовательно, нельзя и наметить пути выправления какой-либо социальной проблематики без прямого и самого твердого требования социалистической революции как решающего условия социального преобразования. Всякие мелкие уступки и реформы, борьба за любые изменения в рамках системы империализма и капитализма должны быть всецело подчинены исключительно одной цели — захвату власти рабочим классом..
Но очевидно, что нельзя ограничиться просто необходимостью взятия политической власти рабочего класса, необходимо как-то определить его содержательно. Иначе обязательно возникнут различные кривотолки по вопросу о том, что является властью рабочего класса, а что ей не является. Отсюда вытекает то, что речь следует вести не просто о взятии власти, а о взятии власти в виде диктатуры рабочего класса. Признать диктатуру рабочего класса, между прочим, означает разъяснение невозможности разрешения коренных проблем современности иным способом, так как по своему теоретическому смыслу диктатура рабочего класса — это вынужденная, единственно возможная форма организации пролетариата, в первую очередь, в государство, для его развития — выполнения всемирно-исторической роли уничтожения деления общества на классы и т. д. Стало быть без опоры на насилие, уговорами, болтовней и добрыми манерами ни одно проблемное явление в классовом обществе не получится изменить ни на йоту...

Если проблему войн и возможного ядерного апокалипсиса так называемое мировое сообщество хотя бы сформулировало, то такая язва империализма, как бедность, обнаруживается исключительно в борьбе с гуманитарными катастрофами, то есть иными словами, с массовым голодом. Ни большинством политиков, ни сообществом ученых бедность не считается системной проблемой цивилизации, они лишь видят её крайние проявления — массовый голод и гуманитарную катастрофу, признавая за ними проблемность для некоторых неблагополучных регионов с населением примерно в 1 млрд человек.

Наблюдательному человеку ясно, что бедность, во-первых, явление относительное, историческое, а во-вторых, органически присущее капитализму. Даже в самых развитых империалистических странах имеется бедность. Процентное соотношение живущих за чертой бедности в таких странах как США, Германия, Британия, Канада около 15% (см. данные ЦРУ Population living below national poverty line). Бедность является следствием капиталистического способа производства, вместе с тем становясь важнейшим условием функционирования капиталистической экономики в целом. Неизбежность бедности вытекает из самой сущности капитализма, основанного на эксплуатации наемного рабочего. Повседневная форма конкуренции между предпринимателями заключается в постоянном стремлении снижать издержки производства при сохранении качества продукции. Важно понять, что в данном случае индивидуальные стремления и случайные мотивы всех предпринимателей, несмотря на кажущуюся разность и постоянное столкновение между собой, действуют по отношению ко всем наемным работникам как единый механизм, сущность которого заключается в следующем. Предприниматель экономит издержки за счет заработной платы, то есть либо находит более «дешевых» работников, либо заставляет старых работать лучше: интенсивнее или просто дольше. Кстати говоря, все развитые страны после разрушения СССР демонстрируют тенденцию к постоянному росту неоплачиваемого сверхурочного труда. Затем наиболее успешный в этом деле предприниматель за счет вырученной сверхприбыли разоряет наименее успешного, вытесняя последнего с рынка. Разорение и банкротство сопровождаются увольнениями работников, а значит ростом безработицы, в свою очередь снижающей цену рабочей силы. Заняв место разоренного конкурента, в связи с отсутствием конкуренции, предприниматель естественно повышает цены на свою продукцию, опять увеличивая прибыль и снова снижая заработную плату, правда, в данном случае за счет инфляции, не понижая её денежного номинала. Этот процесс является неизбежным круговоротом капиталистического рынка, который постоянно плодит бедность. Факторы, за счет которых пролетариат может поднять свой жизненный уровень ничтожны по сравнению с этим естественным экономическим процессом, закономерно вытекающим из существа наемного труда, эксплуатации и представляющего собой чистокровное выражение материального интереса буржуазного класса. Так проявляется отставание спроса на рабочую силу от возрастания капитала, являющееся, в свою очередь, проявлением всеобщего закона капиталистического накопления. Немаловажно для понимания учитывать, что этот закон обнаруживается только в масштабе всей капиталистической системы. К этому следует добавить также то очевидное, что с ростом производства и производительности труда прибавочный продукт в виде прибыли присваивают магнаты-империалисты, следовательно пролетариат постоянно нищает относительно роста их богатства. Это ежегодно подтверждает статистика неуклонного роста состояния крупнейших мировых миллиардеров.

Таким образом, бедность в качестве органической черты капитализма обнаруживает себя в виде закона абсолютного и относительного обнищания пролетариата.

Физический голод и «дурной миллиард»



Согласно статистике на Земле голодает миллиард человек, умирающих с средней скоростью по 6 миллионов человек в год. В полную противоположность «золотому миллиарду», его пауперистский антагонист не имеет нормального доступа к чистой питьевой воде, элементарному медицинскому обслуживанию, образованию и т. д., то есть даже к минимальным человеческим условиям существования, включая жильё и даже одежду. Все эти социальные бедствия Африки и Юго-Восточной Азии являются крайним проявлением абсолютного обнищания пролетариата и вызваны безудержной эксплуатацией бывших колоний, навязчивым стремлением империалистических монополий превращать неразвитые страны в банановые республики в качестве наиболее быстрого и эффективного способа извлечения максимальных прибылей.

Возможно ли, что при империализме тем или иным способом будет искоренен физический голод на Земле и «дурной миллиард» наконец получит минимальные условия для выживания? Такое следует признать вполне допустимым. Возможно ли при империализме остановить абсолютное или относительное обнищание пролетариата в масштабе всей Земли? Такое невозможно, империалисты придумали только, как сглаживать следствие этого обнищания — «подкармливать» социальными льготами рабочую аристократию родных стран...

Ввиду того, что капитализм своим способом производства материальных и духовных благ постоянно порождает бедность, она в виде последствий следует из основного экономического закона капитализма — закона прибавочной стоимости, конкретизированного к условиям монополистического капитализма. Сущность экономики империализма (т. е. производства и потребления благ) заключается в обеспечении максимальной капиталистической прибыли путем эксплуатации, разорения и обнищания большинства населения данной страны, путем закабаления и систематического ограбления народов других стран, особенно отсталых стран, наконец, путем войн и милитаризации народного хозяйства, используемых для обеспечения наивысших прибылей. Значит бедность — прямое следствие неустанной эксплуатации, разорения и обнищания ради максимальной прибыли олигархов.

Первым и важнейшим мероприятием будущей революции будет обобществление, то есть экспроприация средств производства, национализация банков и полный контроль диктатуры рабочего класса над государственными и частными финансами, подчинение народного хозяйства органу научного планирования. Таким образом, прямым следствием и обратной стороной обобществления является всеобщий научный план развития народного хозяйства. Общественная собственность в форме собственности социалистического государства ликвидирует право частной собственности на доход со всего общественного производства. Однако это не означает вульгарного понимания, что прибыль капиталистов, выжимаемая из рабочих теперь, будет просто между ними поделена после революции. Из всей массы дохода социалистического общества целесообразным образом будет затрачено: на возмещение потребленных средств производства, на расширение производства, на обеспечение обороны и поддержание порядка, на издержки непроизводственного управления, на инфраструктуру, образование, медицину, защиту детства, печать, пенсии, культуру и искусства, на содержание нетрудоспособных. Остальное, в форме распределения по труду, идет на индивидуальное удовлетворение потребностей трудящихся. Иными словами государство диктатуры рабочего класса силой принуждения обеспечивает удовлетворение коллективных потребностей народа, а распределение по труду удовлетворение индивидуальных потребностей. Некоторые коллективные потребности существуют в форме удовлетворения индивидуальных потребностей посредством общественных фондов. Например: всеобщий доступ к качественному образованию, с одной стороны, служит общественному благу, так как повышает качество кадров и производственную культуру, с другой стороны, удовлетворяет естественную внутреннюю потребность человека в повышении своей культуры, развитии личности и т.д. Также в досуге и искусствах аналогично сходится индивидуальное и общественное в разумных потребностях. Правильно отдыхающий человек, развивающий свои художественные вкусы и расширяющий мировоззрение лучше работает, следовательно приносит больше пользы обществу. Характерное зло капитализма — частная форма досуга, построенная на индустрии развлечений, полностью подчиненная зарабатыванию денег на эксплуатации низменных чувств толпы.

Когда из под общественного производства будет выбита паразитическая подпорка капиталистического интереса извлечения прибыли из труда, процесс производства и расширенного воспроизводства материальных и духовных благ рационализируется, придет в соответствие со своим действительно человеческим назначением — удовлетворять потребности общества. Значит обретет совершенно иную ценность научно-технический прогресс, технологическое развитие будет прямо служить делу роста производства и освобождения человека от физического труда.

Таким образом, сущность экономики социализма состоит в обеспечении максимального удовлетворения постоянно растущих материальных и культурных потребностей всего общества путем непрерывного роста и совершенствования социалистического производства на базе высшей техники..

Коммунизм — это общество в принципе без паразитов, а социализм — это первая фаза коммунизма, в которой все паразиты поставлены вне общества, вне закона. Поэтому капиталистическая бедность, во-первых, является порождением капиталистических паразитов — олигархов, банкиров и рантье, во-вторых, следовательно, явление постоянно присущее «цивилизованному» обществу. Социалистическая же бедность — это временное бедствие, вызванное внешними катаклизмами.

По мере строительства коммунизма бедность будет ликвидирована полностью. Более того, не существует никакого другого способа ликвидации бедности, кроме как на базе общественной собственности на средства производства. Все остальные «способы» — жульничество, так как не устраняют её причину из области способа производства. Демагогия о «справедливом» распределении сродни бредням о социальном партнерстве. Капиталистическая экономика движется вперед за счет обнищания пролетариата, следовательно, обещая остановить рост прибыли, демагоги не только идут против всемогущего класса олигархов, но и берутся тормозить развитие экономики. Насколько же нужно бояться революции и экспроприации крупной буржуазной собственности, чтобы лечить мертвого такими припарками?

Постепенно с ростом коммунистических производственных отношений и укреплением строя общественной собственности общество окончательно откажется от недостатка распределения по труду, который уравнивает заведомо неравных, и перейдет к распределению по потребностям...

Безработица и развитие личности



Не менее непобедимой для капиталистического общества является проблема безработицы. Безработица представляет собой массовое, постоянное и периодически усиливающееся явление при капитализме, являющееся и рычагом капиталистического накопления, и условием существования рыночной экономики в целом. Рабочие до тех пор находят себе работу, пока они могут быть употреблены в деле с выгодой для предпринимательского класса. В свою очередь эта ограниченность возникает из колебания цены рабочей силы, которая в случае гипотетической полной занятости рабочих рук непомерно возрастет и, следовательно, производство для предпринимателя станет нерентабельным. Таким образом, границей безработицы служит такой резерв безработной рабочей силы, который обеспечивает достаточно низкую цену рабочей силы на рынке труда для максимальной капиталистической прибыли. Периодическое усиление безработицы является следствием антагонизма между производительной и потребительской способностью капиталистического общества. С точки зрения рыночной экономики только та потребность будет удовлетворена, которая обеспечена платежеспособным спросом. Иными словами современное общество способно много производить, способно обеспечивать всех всем необходимым, но система экономических отношений этого не позволяет из-за того, что это противоречит классовым интересам собственников средств производства. Выглядит это таким образом, что пролетарии из-за нехватки денег не могут купить товары личного потребления. Это приводит к разорению предпринимателей, потере рабочих мест и следовательно усиливает «нормальную» безработицу. Однако не отсутствие платежеспособного спроса является главной причиной кризисов перепроизводства, а анархия капиталистического производства — периодический дисбаланс между производством средств производства и производством товаров потребления.

Совершенно очевидно, что безработица прямо следует из рыночной организации производства и неустранима при капитализме. Поскольку же количественный и качественный состав армии безработных в значительной степени определяет степень крайней нужны, присущей конкретной стране, борьба с безработицей является одним из основных вопросов социальной политики любого буржуазного государства. Меры противодействия безработице при капитализме крайне ограничены вышеуказанными интересами господствующего класса, однако меры сглаживания последствий безработицы в виде пособий, компенсаций и других денежных довольствий бывают весьма обширны. Правда, конечно, предпринимательский класс быстро изымает в свой оборот излишние средства путем простого повышения цен на товары. Ввиду этого экономическое положение безработных и пролетариата в целом в конкретной стране зависит от двух факторов: положение данной страны в системе международного разделения труда (насколько «родная» буржуазия разоряет слабые страны) и организованности и массовости экономической борьбы пролетариата данной страны.

Безработицу следует рассматривать не только как социальное бедствие тяжелого нищенского положения пролетариата, но и как систему отчуждения личности от общества, акт особо циничного обезображивания человека. Ведь основной существования любой личности должен являться общественный труд, то есть целенаправленная полезная деятельность по преобразованию условий воспроизводства общества. Приносить пользу обществу — основа счастья личности. Ставя человека вне общественно-полезного труда, капитализм уродует его сознание и отравляет жизнь.

В меньшей степени, но не с меньшим цинизмом, капитализм уродует работающих пролетариев. Капиталистическое производство отчуждает от непосредственного производителя результаты его труда, превращая жизнь пролетария в погоню выживания от зарплаты к зарплате. Тем самым воспитывает в пролетарии безразличие к результатом своей деятельности и индивидуализм — атрофию коллективистских чувств. Наемному работнику разрешают работать для поддержания своего собственного существования, то есть разрешают жить лишь постольку, поскольку он выгоден для класса капиталистов. Это также уродует личность, превращает жизнь в слепое стремление освободиться от оков наёмного рабства. К сожалению, данное стремление в огромном большинстве случаев происходит в форме тяги к праздности и часто по наглядному порочному примеру имущих классов.

Следовательно, в случае с работающими пролетариями система устройства капиталистического общества превращает производительный труд в тяжелое бремя. Вместо того, чтобы наращивать в нем творческую составляющую, внедрять машины для освобождения от физического труда, экономика капитализма делает из человека унизительный придаток процесса производства прибыли. Пролетарий становится придатком дела собственного закабаления.

Чтобы удерживать свое господство и власть, олигархия крайние проявления капиталистической эксплуатации всецело перекладывает на отсталые народы, ведя политику беспощадного экономического террора в бедных странах. Руками господства американской и европейской военщины бесцеремонно расставляются марионеточные правительства, подписывающие неолиберальные договоры «свободной торговли» и ввергающие свои народы в кредитное рабство МВФ. Незначительной реакцией на оголтелую неоколониальную политику США является рост исламского фундаментализма и так называемый «международный терроризм», который экономически подпитывается саудитами.

После социалистической революции диктатура рабочего класса в короткие сроки поставит все народное хозяйства на социалистические рельсы. В течение исторически незначительного срока будет полностью искоренена почва для безработицы и, следовательно, каждому члену общества гарантировано рабочее место по его способностям. По мере строительства коммунизма каждому человеку будет обеспечиваться труд в соответствии с потребностями гармоничного развития его личности.

Непрерывный рост всего общественного производства с преимущественным ростом производства средств производства позволит создать материальные условия для культурного роста общества. Ручной труд всюду будет автоматизирован, облагорожен и постепенно заменен на машинный. Следовательно, диктатура рабочего класса обеспечит всем членам общества всестороннее развитие их физических и умственных способностей, так, чтобы члены общества имели возможность получить образование, достаточное для того, чтобы стать активными деятелями общественного развития, чтобы они имели возможность свободно выбирать профессию, а не быть прикованными на всю жизнь к одной какой-либо профессии. Для этого рабочий день будет сокращен до 5 часов, а образование и повышение культурного уровня из личного дела добровольно станет делом общественной важности. Постепенно, таким образом, труд превратиться в потребность и даже наслаждение.

Социалистическая революция является единственным способом начать изживать в человечестве животные черты, источником воспроизводства которых является вынужденный классовый антагонизм...

Глубоко несчастное общество, пораженное абсурдностью своей капиталистической организации, ежедневно отказывает всем своим членам в смысле не то что целой жизни, в смысле даже этого конкретного дня. Или наоборот, смысл целой жизни, сотканной из этих повторяющихся дней, совершенно теряется в их бессмысленности. Реальный ответ на этот вопрос можно найти исключительно в области научного познания, но никак не, при сколько угодно пристальном, рассмотрении общественного бытия капитализма.

Проблема поиска смысла жизни имеет расхожее заблуждение — дело представляется так, будто основным фактором определения смысла жизни служит убежденность или горячее желание индивида «выбрать» именно этот вариант, а не другой. Правда же заключается в том, что осмысленной жизнь делает сознание, которое не что иное, как продукт общества. Следовательно, сознание, как основной фактор всякого смысла, скреплено законами развития общества. Таким образом, из сущности человека проистекает то, что в общем виде смысл жизни заключается в служении обществу, делу его развития как среды, в которой только и возможно развитие каждой личности. Конкретные формы служения обществу продиктованы обстоятельствами общественного развития в конкретный исторический момент.

Отсюда следует, что сегодня смысл жизни заключается в борьбе за приближение социалистической революции, которая позволит начать строительство коммунистического общества — общества окончательного выделения человечества из животного мира, знаменующего начало подлинной истории человечества и всеобщего условия для всеобщего счастья в самом широком и глубоком смысле этого слова.

Полностью здесь: http://communist-ml.ru/archives/20257


Tags: Что делать?
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments