mmikhailm (mmikhailm) wrote,
mmikhailm
mmikhailm

Category:

К спорам левых о пролетариате






Как известно, общество развивается исходя из изменений в способе производства, состоящего из технологических процессов, организации труда и системы отношений людей в процессе производства. Поскольку производство является общественным делом, а труд является определяющим фактором качества личности каждого отдельного человека, постольку качество отношений между людьми относительно средств производства и других факторов труда является решающим и основным содержанием способа производства. Поэтому, несмотря на то, что за XX век произошли серьёзные изменения в технологических процессах и некоторые изменения в организации труда, но совершенно незначительно изменились общественные отношения частной собственности, следует считать, что развитие человеческого общества в капиталистических странах по своему содержанию носило исключительно количественный характер.

Так, с конца XIX века капиталистические отношения распространились на всю территорию Земли, а докапиталистические отношения остались только как исчезающие пережитки. Количественное и качественное соотношение классов закономерно изменилось в сторону дальнейшей поляризации — ничтожная кучка олигархов стала еще «ничтожней», но и значительно богаче. Масса пролетариев возросла, и вырос разрыв между потреблением классов. Сократились до минимума или вовсе исчезли прослойки мелкой буржуазии — ремесленников и крестьянства, пополнив таким образом в основном пролетариат. Качественно изменились формы капиталистического господства, в частности, усилилась монополизация и империализм. Слияние государства с капиталом достигло небывалых высот — государственные средства, собранные вне зависимости от классовой природы налогоплательщика, теперь напрямую перекачиваются в банковскую сферу в пользу финансовой олигархии. Для регулирования империалистической экономики и, как следствие, монополизации возникли международные фирмы и институты — ТНК, МВФ и другие. Иными словами, произошло все то, что предсказывали Маркс, Энгельс, Ленин и Сталин.

В ситуации XXI века, когда классы всё более поляризуются, когда исчезают промежуточные слои и мелкобуржуазные классы, пролетариат сможет применять марксистскую теорию в политической практике фактически без ограничений и уступок. Необходимость считаться с мелкобуржуазными классами отпадает. Они вымываются из общественной структуры в качестве экономического фактора, но воспроизводятся в виде психологии и мировоззрения все более в идеологической области, в связи с чем повышается роль надстроечных механизмов в поддержании господства буржуазии. И наоборот, субъективный фактор революции приобретает особое значение — рабочему классу, как ранее, не противостоит мелкобуржуазная масса крестьянства, а противостоит масса такого же контрреволюционного пролетариата, который вступает в лагерь империализма только по собственному невежеству и рвачеству.

Говорить об отсутствии пролетариата, о его качественной трансформации в какой-то иной класс и тому подобное, означает простодушное непонимание или злостную спекуляцию. Пролетариат есть эксплуатируемая масса лиц наёмного труда. Даже самому горячему поклоннику капитализма придётся признать, что без наёмного труда представить себе современную рыночную экономику невозможно. А значит, пролетариат был, есть и будет, пока существует капитал, который, так или иначе, соединяется с трудом в форме гражданской сделки по приобретению особого товара «рабочая сила». Пока есть товар «рабочая сила», какую бы экстравагантную писанину по его поводу не выдавали буржуазные экономисты, социологии и прочая нечисть, пролетарии, объективно противопоставленные буржуазии, будут существовать.

Некоторые особо одарённые публицисты дотошно измеряют материальное положение современных пролетариев, высчитывают квадратные метры жилья в их собственности, лошадиные силы автомобилей, «сотки» дачных участков и количество мобильных гаджетов, чтобы обосновать, что пролетариям есть что терять, кроме своих цепей, поэтому они уже и не они. Таким образом, многими буржуазными писателями представляется, что Маркс и Энгельс напирали, в общем-то, на нищету, дескать, доведённые до отчаяния «владельцы» цепей, голодранцы, иными словами, будут готовы растерзать имущие классы, так как сама судьба велит им на кон поставить жизни — больше-то, собственно, ставить нечего. А вот если им квартирку, машинку или дачку в частную собственность подоформить, то и пролетарство как рукой снимет.

Манифест коммунистической партии, написанный Марксом и Энгельсом в 1848 году, заканчивается следующими словами:

«Коммунисты считают презренным делом скрывать свои взгляды и намерения. Они открыто заявляют, что их цели могут быть достигнуты лишь путём насильственного ниспровержения всего существующего общественного строя. Пусть господствующие классы содрогаются перед Коммунистической Революцией. Пролетариям нечего в ней терять кроме своих цепей. Приобретут же они весь мир. Пролетарии всех стран, соединяйтесь!».

Если читать гениальный труд классиков не по-буржуазному, то есть не тупо, не по диагонали, то видно, что речь ведётся о том, что пролетариям нечего терять ни в целом, словно они самые последние оборванцы, ни в любом предприятии по принципу «я за любой кипиш, кроме голодовки», как раз наоборот, пролетариям нечего терять именно и конкретно в Коммунистической Революции. И странно было бы утверждать обратное. Буржуазные растяпы, таким образом, не понимают, что пролетарии в принципе не могут ничего потерять в результате экспроприации капитала, ибо не они живут за счёт капитала, а, наоборот, капиталисты жируют за счёт эксплуатации труда. Вот в чём смысл приведённого отрывка в обсуждаемом аспекте.

Вследствие вышесказанного не менее важно понимать, что пролетариат является революционным классом исключительно в сравнении с буржуазией, а не сам по себе. Его революционность заключается «исключительно» в его всемирно-исторической роли уничтожителя условий воспроизводства классов, а значит самоуничтожения в том числе. Проще говоря, становление пролетариата как основной эксплуатируемой массы дало необходимое культурное развитие человека-раба для того, чтобы освободиться от рабства раз и навсегда, достаточным условием для чего является уровень его организованности в рабочий класс. Коммунизм освободит всё общество, которое совершит скачок из царства стихии и угнетения в научное «царство» осознанной необходимости, свободы, а его «агентурой» в настоящем является организованный в рабочий класс пролетариат.

Принимая во внимание исторический опыт, материальное положение, уровень образованности и известный простор свободного времени современного пролетариата, следует сделать вывод о том, что его революционный потенциал огромен, но, с другой стороны, сформировать условия для реализации этого потенциала стало несколько сложнее, так как требуется гораздо более высокая сознательность, а значит, теоретическая подготовка и качество авангардной организации.

Самое главное, на что нужно обратить внимание — это вовсе не семейная доходно-расходная ведомость современного пролетария, в которой так усердно копаются левые, а те метаморфозы на историческом пути, которые претерпевал рабочий класс в нашей стране. Сначала под руководством коммунистической партии от трёх русских революций, завершившихся победоносным установлением его политической диктатуры, от побед над Антантой и фашистской Европой, от вершин коммунистического строительства в середине XX века и до полной дезорганизации класса, а затем и к фактическому свержению власти КПСС в 1990-х годах. Этот путь уже сам по себе доказывает, что вульгарная схематика советских истматчиков и многих современных левых о том, что коммунизм есть выражение объективных интересов пролетариата и трудового крестьянства, неверна. Рабочий класс СССР без всякого военного вторжения потерял власть в своей стране, отдав её практически добровольно в руки советской буржуазии и красных директоров.

Полностью
_________________

Из статьи «Рост объективного потенциала рабочего класса»

Прорывист

______________________________________________

Дополнительно:

I. Диалектика пролетариата и рабочего класса
II. О типичных для социологии терминах
III. О роли и месте рабочих в революции


http://communist-ml.ru/archives/24812



Tags: Что делать?
Subscribe
Comments for this post were disabled by the author